Использование межпредметного обучения при изучении химии


inf.na5bal.ru > Химия > Документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ

Абушаева Юлия Игоревна

МОАУ СОШ №6 МО г. Горячий Ключ, Краснодарский край
В данной статье приводятся примеры межпредметной интеграции на уроках химии при реализации ФГОС по линии УМК О.С.Габриеляна.

Все науки настолько связаны между собой, что легче изучать их все сразу, нежели какую-либо одну из них в отдельности от всех прочих. (Рене Декарт)

Что мы можем сделать, чтоб у ребенка сформировалась единая картинная мира, понимание законов природы и науки? Вопрос достаточно серьезный, но не новый. Большое количество педагогов, в том числе и такие прогрессивные педагоги как Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, говорили о необходимости взаимосвязей между учебными предметами, с целью отражения целостной картины природы.

Проникновение идеи интеграции в область дидактики и методик предметного обучения приходится на 1960-1970гг. Тогда исследование таких методистов-химиков, как О.С.Габриелян, В.П.Гаркунов, Д.П.Ерыгин, И.Д.Зверев, Д.М.Кирюшин, Н.Е.Кузнецова, В.Н.Максимова, Е.Е.Минченков, М.Н.Скаткин, Л.А.Цветков и других, было показано, что наилучшим инструментом интеграции учебных дисциплин являются межпредметные связи, которые служат механизмом и средством теоретического обобщения и формирование системных знаний. [1] Но в то время многие учителя не понимали значимости интегративного подхода к обучению, следовательно, такие методы не использовались при изучении наук области естествознания.

Интегративный подход позволяет отработать универсальные учебные действия, которыми ребенок должен владеть согласно федеральному государственному образовательному стандарту [2]: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

На новом этапе развития школьного образования межпредметная интеграция является одной из ведущих идей обучения, которая помогает решать задачи естественно- научного образования в школе. Такой разносторонний подход позволит развить у учащихся интеллектуально-творчиские способности, навыки самообразования, поиска дополнительной информации и извлечение из нее самого важного, расширит объем знаний для понимания целостности научной картины мира.

Механизмом межпредметной интеграции являются межпредметные связи (комплексный подход к воспитанию и обучению, позволяющий вычленить как главные элементы содержания образования, так и взаимосвязи между учебными предметами [3]), которые выполняют ряд функций:[1,4-6]

  • методологическая - дает учителю и ученику инструментарий, позволяющий организовать свою деятельность эффективным образом;

  • образовательная – интеграция курса химии со смежными дисциплинами;

  • развивающая – формирование творческого мышления ученика;

  • воспитывающая – формирование научного мировоззрения;

  • конструктивная – совершенствование учебно-воспитательного процесса.

В химии к специально-предметным приемам относят нижеследующие способы деятельности: [1]

-использование обобщенных планов характеристики объектов («знаний о знаниях»), которые содержат информацию о том, что нужно знать ученику о каждом конкретном понятии, законе, явлении, и о том, по какому алгоритму раскрывать их содержание;

- перенос и использование сложных интеллектуальных умений для решения комплексных задач и учебных проблем, значимых для коллектива и отдельного человека;

- перенос и использование логических умений;

-перенос и применение химических законов и теорий для объяснения природных процессов и явлений, сопоставления законов и теории разных наук;

-постановка и решение межпредметных экспериментальных и теоретических задач;

-перенос и применение предметных и общепредметных приемов практической работы для формирования обобщенных исследовательских умений;

- обращение к жизненному опыту учащихся;

- постановка межпредметных вопросов и поиск правильных ответов на уроках других дисциплин;

-обращение к историческому материалу и литературным произведениям, содержащим химическую информацию.

Современная наука и образовательная практика предоставляют учителю широкий набор приемов реализации межпредметных связей, а выбор будет зависеть от особенностей изучаемого материала, уровня подготовки класса, материально-технической базы кабинета, а также от потребностей и интересов учащихся и учителя.

Это конечно все теория, а что же на практике? Современные учителя помимо использования внутрипредметных связей (механизмы внутрипредметной интеграции), обязательно должны использовать межпредметные. При изучении химии такие корреляции можно образовать между предметами естественно-научого цикла: биология, физика, география. Но это далеко не все дисциплины. При желании можно провести параллель между химией и литературой, русским языком, математикой, историей, информатикой, технологией, ОБЖ. Таким образом, учителю предоставляется огромные возможности для установления межпредметных интеграций как основы развития личности учащегося. Качественная работа при подготовке к урокам требует от учителя значительных умственных и физических затрат, при этом мы испытываем постоянный дефицит времени. Но данные методы являются продуктивными и должны использоваться систематически. Помимо того, что на уроках мы способствуем всестороннему развитию ребенка, при подготовке к таким урокам учитель саморазвивается и пополняет свою копилку педагогического мастерства.

Педагоги, которые сравнительно недавно приступили к реализации образовательного стандарта нового поколения, как правило, ограничивают себя лишь фрагментарным включением интеграции на уроках, или в лучшем случае применяет систематический подход при составлении поурочных планирований в свете реализации метапредметных связей учебных дисциплин.

На собственном опыте интеграции курса химии с другими школьными дисциплинами рассматриваю следующие направления при реализации требований ФГОС в линии УМК по химии О.С.Габриеляна.

1.Химия и внеурочная деятельность - курс «Эксперименты. Пробы».

Например, при изучении темы «Свойства воды» можно провести лабораторный опыт, где ученики знакомятся с некоторыми её физическими параметрами, изучают свойства как одного из распространенных растворителей на нашей планете, знакомятся с такими понятиями как «дистиллированная вода». Учащимся предлагается осуществить процесс выпаривания (физический метод) воды дистиллированной и речной, и они самостоятельно убеждаются, в том, что речная вода содержит примеси. И при этом они должны самостоятельно прийти к выводу, какую воду необходимо использовать в химической лаборатории.

Рассматривая тему «Зубная паста», ребята знакомятся не только с основными компонентами зубных паст, но и учатся готовить зубную пасту в домашних условиях, основываясь на некоторые химические свойства веществ входящих в состав самодельного зубного порошка (например, активированный уголь хорошо отбеливает зубы) или пасты (при приготовлении можно добавить ароматические масла, для приобретения приятного запаха, как правило, мятного).

Ученикам предлагается выполнить проект–исследование «Вся ли вода одинаковая?» При подготовке к данному проекту учеников интересовала не только химическая и биологическая сторона вопроса, но и краеведческая. Как известно в г.Горячий Ключ есть источник воды содержащей большое количество солей железа, ребята искали методы доказывающие этот факт, проводили реальный эксперимент взаимодействия раствора марганцовки и воды из источника. А результаты проекта представляли перед своими одноклассниками.

2. Химия и биология.

Например, при отработке навыков решения задач можно рассмотреть такое задание: Массовая доля костей человека составляет 20 % от общей массы организма. В свою очередь, на долю фосфата кальция, входящего в состав костей приходится также 20%. Сколько кг фосфата кальция содержит человек массой 70кг? Сколько кг фосфора содержится в нём? Решение данной задачи расширяет кругозор учащихся, и тут же можно дать домашнее задание на тему «Значение фосфора для здоровья человека».

При изучении темы «Химия – часть естествознания», учащиеся приводят примеры таких важных методов познания как наблюдение, эксперимент, моделирование, с которыми они познакомились еще в курсе биологии 5 класса. Здесь же ребенок анализирует свои личностные качества, которыми он должен обладать для получения химической информации.

Урок «Типы химических реакций на примере свойств воды» помогает ребенку дополнить уже сформированные знания о воде, о процессе фотосинтеза. В ходе урока на экране появляется картинка с изображением опыта. Веточка элодеи помещена в сосуд с водой, сверху она накрыта перевернутой воронкой с отходящей резиновой трубкой, на конце которой стеклянная пипетка. Пипетка погружена в соседнюю емкость с водой. На конце трубки образовываются пузырьки. Учащиеся должны определить какой процесс они наблюдают (фотосинтез), дать определение этому процессу, а потом мы вместе составляем уравнение химической реакции, основываясь на данное ими определение (процесс образование органических веществ, из углекислого газа и воды с выделением кислорода; значит в реакцию вступает СО2 и Н20 и образуется О2 и органическое вещество, значит уравнение будет выглядеть так СО2 + Н20 →О2 6Н12О6, обязательно дать им самим расставить коэффициенты, а только потом показать правильное уравнение 6СО2 + 6Н20 →6О2 6Н12О6)

А тема «Простые вещества – неметаллы» позволяет ребенку не только познакомиться с таким новым понятием как аллотропия, но и дополнительно изучить значение аллотропных модификаций кислорода и углерода для биосферы, природы и человека. Из поурочного планирования:

-Кислород может образовывать две аллотропные модификации. Какие?

- Кислород и озон. (Если учащиеся затрудняются ответить, могут обратиться к тексту учебника).

-Что вы знаете о кислороде?

- Кислород это газ без цвета и без запаха. Входит в состав воздуха. Его формула О2. (информация может быть более объемной, обратить внимание на правильно сформулированные предложения)

-А об озоне?

- Формула озона О3. Это газ, который образует озоновый слой в атмосфере. Озоновый слой задерживает ультрафиолетовые лучи солнечного спектра, которые являются губительными для живого на нашей планете. (Информация может быть более объемной, обратить внимание на правильно сформулированные предложения)

-А что такое графит и алмаз?

-Графит это твердое вещество, с металлическим блеском. С ним мы сталкиваемся в простом карандаше. Алмаз – драгоценный камень, без цвета, очень твердый, алмазную пыль используют для напыления дисков для резки металлов. (Информация может быть более объемной, обратить внимание на правильно сформулированные предложения)

-А знаете ли вы, что алмаз и графит состоят только из атомов углерода - С. Как называются такие вещества, которые состоят из атомов одного вида, но при этом проявляют разные физические и химические свойства?

-Аллотропные модификации или видоизменения.

3. Химия и физика.

Урок «Основные сведения о строении атомов» тесно связан с имеющимися знаниями из курса физики. Из поурочного планирования:

-Как устроен атом?

-Атом любого химического элемента состоит из протонов, нейтронов и электронов.

- А как же они располагаются в атоме? Давайте посмотрим краткий видеоролик (www.youtube.com/watch?v=U6Oq4EBghIM) и сделаем вывод.

- Протоны и нейтроны составляют ядро атома. А электроны вращаются вокруг ядра, создавая электронную оболочку. Каждый протон заряжен положительно, а электрон отрицательно. Число протонов и электронов в атоме равно. Нейтроны не имеют заряда, но имеют массу, равную протонам. Масса электронов очень мала, следовательно, масса всего атома сосредоточенна в ядре.

-Давайте рассмотрим некоторые модели атомов (использование таблицы из курса физики «Строение атомов химических элементов»). Обратите внимание на расположение ядра атомов и электронов. Что вы заметили?

-Электроны расположены вокруг ядра, и весь атом напоминает строение Солнечной системы, именно поэтому такую модель атома назвали планетарной моделью.

Данный урок можно провести в форме комплексного семинара и с привлечение учителей истории, так как становление теории строения атомов важный исторический этап развития науки в целом.

«Физические явления в химии» бесспорно урок, который должен пройти на уровне межпредмметной интеграции. Данный урок интересно и занимательно провести в форме краткосрочных групповых проектов, при этом проект разрабатывается на уроке с постановкой реального опыта. Давайте рассмотрим одно из групповых заданий.

На группу 4-5 человек дается карточка с заданием (данный пример карточки выдается группе учащихся, успеваемость которых ниже среднего по классу): «У вас на столе находится смесь из серы и опилок железа. Вам необходимо разработать способ, который поможет разделить эти два вещества. Помните о необходимости соблюдения правил техники безопасности»

Ученики вначале ставят себе цель (разработать способ, который поможет отделить серу от железных опилок). Далее выдвигают гипотезу, на которую они будут опираться при достижении поставленной цели (в смеси имеется металл – железо, который может притягиваться к магниту, т.е. проявляет свойства магнетизма, и тем самым мы можем отделить железо от серы), думают, какое оборудование им необходимо дополнительно (магнит). Затем они проводят реальный эксперимент. После этого они анализируют свой результат, и приходит к выводу (смесь железа и серы можно разделить с помощью магнита, так как железо обладает магнетизмом и притянется к магниту, а сера останется в фарфоровой чашке). Далее они готовят краткий отчет своей работы, и защищаю свой проект. В конце урока после защиты всех проектов приходим к общему выводу: чтобы разделить смесь надо использовать различие в физических свойствах веществ в смеси.

Урок проходит интенсивно, охватывает большое количество материала, на данном уроке отрабатываются приемы очистки веществ, которые основаны на физических свойствах, но практическое значение получили именно в химии.

4. Химия и география, краеведение.

Раскрыть тему «Простые вещества - металлы» поможет дополнительное задание – составление карты добычи драгоценных металлов на территории России (задание предлагается выполнить дома по желанию).

При реализации программы патриотического воспитания учащиеся 8-9 классов принимают участие в брен-ринге «Россия - удивительная страна», где предлагается ряд вопросов связанных с химией и географией. Вопрос из программы: «На территории города Горячий Ключ расположен источник святого Пантелеймона в знаменитой Минеральной поляне у подножия Абадзехской горы. Воды источника содержат много микроэлементов. При взаимодействии её со слабым раствором перманганата калия окраска меняется со светло-розового на светло коричневую. Внимание вопрос: соли какого металла содержатся в воде из источника святого Пантелеймона?»

5. Химия и математика

Химия и математика тесно связанны между собой. Все химические задачи решаются с соблюдением математических правил (темы «Колличество вещества», «Молярный объем газов», «Массовая и объемная доля компонентов смеси (раствора)», «Расчеты по химическим уравнениям»), да и расстановка коэффициентов в уравнениях реакций необходится без элементарных математических навыков. Представляю вам отрывок из конспекта урока с выводом формул:

-Как можно назвать малую часть от чего-то большого?

-Доля

-А если нам нужно узнать малую часть массы вещества от большой массы всей смеси или раствора как можно назвать эту величину

-Массовая доля

-Дайте полное определение массовой доли растворенного вещества в расстворе.

-Массовая доля – это отношение массы растворенного вещества к общей массе раствора.

-Массовую долю обозначают латинской буквой ω. Исходя из определения, выведите формулу массовой доли в долях и процентах.




-Выведите из этой фрмулы формулу массы вещества.


6.Химия и русский язык и литература.

Урок «Предмет химии. Вещества». На данном уроке мы знакомимся с такими сложносоставными терминами как «хемофилия» и «хемофобия». Каждый ребенок пытается дать объяснение данным терминам исходя из того, что они знают значения слов, входящих в состав: «хемо», «филео», «фобос», и какое из отношения к химии является правильным. А при ответе, ребенок должен грамотно построить свою речь и дать развернутый ответ. Например, Хемофилия – любовь к химии. Хемофобия – страх к химии обе эти крайние точки зрения не могут быть абсолютно правильными. Химия играет очень большую роль в жизни человека, ведь это металлургия, производство синтетических волокон, лекарственных и косметических средств, бытовой химии, в организме человека тоже протекают химические реакции. Однако производство многих нужных человеку продуктов химической промышленности — металлов, пластмасс, нефтепродуктов, сопровождается загрязнением окружающей среды, очень опасно производство химического оружия. Хотя многих негативных последствий можно было бы избежать, если бы люди были химически грамотны. Поэтому современному человеку надо знать и правильно использовать достижения современной химии.

При ответе учащихся всегда необходимо обращать внимание на их речь. Предложения должны быть грамотно построены, распространенные и т.д. Стоит особое внимание уделить письменным работам. При написании практических, контрольных и др. работ обращать внимание на орфографические, пунктуационные, речевые ошибки.

Или такой прием, который может служить началом к уроку и усилить мотивацию школьников при изучении темы «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Знаки химически элементов»:

Пусть зимний день с метелями не навевает грусть! 
Таблицу Менделеева я знаю наизусть. 
Зачем её я выучил? Могу сказать зачем: 
В ней строгость и величие любимейших поэм, 
Без многословья книжного в ней смысла торжество, 
И элемента лишнего здесь нет ни одного, 
В ней пробужденье дерева, весенних льдинок хруст… 
Таблицу Менделеева знать надо наизусть! 
(по мотивам стихотворения Н.Глазкова)

7.Химия и история

«Краткий очерк истории развития химии» - урок защиты долгосрочных проектов.

Для проектов можно предложить следующие темы: «Химики Древнего Египта», «Использование металлов человеком», «Алхимия. Философский камень», «М.В.Ломоносом – пешком к великим открытиям».

При раскрытии темы «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Знаки химически элементов» - можно дать домашнее задание на тему биографии Д.И.Менделеева и его работы.

«Наука и алхимия в средние века» - интегрированный урок-путешествие, в котором раскрываются алхимический период развития химии.

8.Химия и информатика

В процессе изучении любых учебных предметов, в том числе и химии, мы постоянно пользуемся дополнительной информацией из интернет ресурсов. Помимо этого при защите проектов ребятам предлагается создать презентации, а в презентациях возможна отработка приемов анимации.

Использование видеороликов на уроке, помогает представить процессы, происходящие в природе. К примеру, при раскрытии темы «Металлическая химическая связь» можно воспользоваться роликом с сайта www.youtube.com/watch?v=UoVOLOPzqt0, где наглядно показывается возникновение металлической связи.

Некоторые учащиеся с помощью специализированных программ могут создать видео ролики, которые применяются не только при защите проекта, но и при постановке проблемы в ходе урока.

Электронная почта является большим помощником при работе с одаренными детьми. Очень удобно рассылать дополнительные задания учащимся, которые проявляют повышенный интерес к изучению химии. Для этого так же подходят и мобильные приложения, в настройки которых входит передача текстовых документов.

9.Химия и технология

А что может быть общего между химией и технологией? Принцип моделирования, который имеет большое значение. При изучении темы «Кристаллические решетки» ребятам дается индивидуальное задание на этапе закрепления материала, собрать модель кристаллической решетки данного вещества из пластилина и деревянных палочек. Данный прием помогает раскрыть воображение.

Задание: Составьте кристаллическую решетку хлорида натрия. Определите её тип, объясните.

10.Химия и ОБЖ

Как в походных условиях очистить и обеззаразить речную воду и сделать её пригодной для питья и приготовления пищи? Из уроков ОБЖ они уже знают метод очистки воды, что этот метод является химическим, они докажут на уроке «Физические явления в химии» при подготовке и реализации краткосрочного проекта.

Использование межпредметных связей – одна из наиболее сложных методических задач. Она требует знаний содержания программ и учебников по другим предметам, дополнительного времени при подготовке к мероприятиям интегрированного плана. Реализация таких связей в практике обучения предполагает сотрудничество учителя химии с учителями биологии, физики, географии и другими; посещения открытых уроков, совместного планирования уроков и т. д. Но как бы не тяжела была подготовка к таким урокам (полностью интегрированным или только частично) для учителя это способ раскрыть творческое и неординарное мышление учащихся, показать насколько интересными может быть наука и образовательный процесс.

1. Кузнецова Н. Е., Шаталов М. А. Обучение химии на основе межпредметной интеграции: 8-9 классы: Учебно-методическое пособие.- М.: Вентана-Граф, 2005. – 352 с

2. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. М.,2010

3.Российская педагогическая энциклопедия: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.

4. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. – М.: Педагогика, 1981.

5. Максимова В. Н. «Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения»: Книга для учителя. – М: Просвещение, 1987

6. Максимова В.Н., Груздева Н.В. Межпредметные связи в обучении биологии.- М.: Просвещение, 1987.

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Использование межпредметного обучения при изучении химии iconВсероссийский фестиваль педагогического творчества
Тема: Использование интерактивных технологий при изучении темы «Комбинированный тип данных в Pascalabc»

Использование межпредметного обучения при изучении химии iconРабочая программа по физике для 9-го класса 2015-2016 учебный год
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...

Использование межпредметного обучения при изучении химии iconКонспектов к урокам повторения, систематизации и обобщения знаний...
Использование структурированных конспектов при изучении информатики в 5-7 классах по учебнику Л. Л. Босовой

Использование межпредметного обучения при изучении химии iconИнформатика и основы программирования методические указания и контрольные задания
Методические указания предназначены для использования студентами специальности 1-53 01 01 «Автоматизация технологических процессов...

Использование межпредметного обучения при изучении химии iconКонкурс Использование электронных средств обучения при реализации фгос всего: подано заявок 64
Муниципальное образовательное учреждение Выровская средняя общеобразовательная школа

Использование межпредметного обучения при изучении химии iconМетодические указания и контрольные задания по курсу экономическая...
Методические указания предназначены для руководства при изучении курса «Экономическая теория» студентами неэкономических специальностей...

Использование межпредметного обучения при изучении химии iconИсследовательская деятельность обучающихся на уроках русского языка...
Исследовательская деятельность обучающихся на уроках русского языка и литературы при изучении творчества А. И. Солженицына

Использование межпредметного обучения при изучении химии iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Информатика и икт»
Учебная дисциплина «Информатика и икт» базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении учебной дисциплины «Информатика»...

Использование межпредметного обучения при изучении химии iconДифференцированные самостоятельные и домашние работы при изучении...
Дифференцированные самостоятельные работы при изучении раздела информатики «Представление информации»

Использование межпредметного обучения при изучении химии iconУчебная программа по химии для учащихся 10-11 класса
...


Информатика




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
inf.na5bal.ru
..На главную