Пояснительная записка. Тип программы


inf.na5bal.ru > История > Пояснительная записка
Пояснительная записка.

Тип программы: общеобразовательная

Данная программа адресована учащимся 5 класса МОУ «Языковская средняя общеобразовательная школа», Аткарского района, Саратовской области.

Программа составлена на основании:

1. Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2010 года и авторской программы под редакцией А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой -2006г,

2. Стандарта основного общего образования по истории,

3.Учебника А.А.Вигасина, Г.И. Годера, И.С.Свенцицкой «История Древнего мира» - 5 класс.

4. Поурочных планов по истории Древнего Мира – 5 класс, Л.И.Кочергиной

Основная идея программы:

Воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.

Актуальность программы:

В процессе изучения курса «История древнего мира » у учащихся начинают формироваться научные представления о месте древнейших цивилизаций в истории человечества. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем.

Образовательная область:  обществознание.

Цели учебного предмета:

-воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

-развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

-освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

-овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

-формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Задачи учебного предмета:

-развивать умения работы с книгой и с картографическим материалом;

-формировать навыки пересказа материала учебника;

-формировать умения пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат исторических событий.

-формировать представлений о политических институтах и умений оперировать этими понятиями (деспотизм, закон, гражданин, суверенитет и т.д.).

-формирование правовой культуры школьников;

-формирование представлений о возникших еще в древности общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений, (достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д.);

-развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними;

-формирование веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм;

-развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории древнего мира: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

Место и роль курса в обучении:

Курс «История Древнего мира» для 5 класса основной школы является первым систематическим научным курсом истории. Учащиеся впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов.

Цели и задачи курса «История Древнего Мира»:

- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ;

- показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

- охарактеризовать становление идей и инстинктов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования);

- раскрыть на конкретном примере, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества;

- формировать у ученика терпимость, шроту мировоззрения, гуманизм.

Задачи курса«История Древнего Мира»:

- формировать историческое мышление:

- дать представление об общем и особенном при характеристике древних обществ;

- чем отличается Древний мир от мира современного.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 70 часов при учебной нагрузке 2 часа в неделю и содержит все сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения.

1 четверть – 18 часов

2 четверть –14 часов

3четверть - 20 часов

4 четверть - 18 часов

Основные принципы отбора материала:

- Единство обучения и воспитания.

-В процесс обучения необходимо формировать историческое сознание подрастающего поколения, воспитывать чувство гордости и любви к своей Родине.

- Единство требований к содержанию и уровню подготовки учащихся.

- Выработка единых подходов к методологии отбора содержания и преподавания истории в школе.

- Научная объективность.

- Историзм

- Построение учебных курсов с учетом возрастных особенностей учащихся

- Системность;

- Целостность;

- Объективность;

- Научность

- Доступность для учащихся основной школы;

Изучение древней истории основывается на цивилизационном подходе к историческому процессу, особое внимание акцентируется на тесной взаимосвязи экономической, политической и духовной сфер. Основой системы понятий являются: «первобытное общество» и «цивилизация» (в двух значениях – «ступень развития» и «культурная общность»).

Рабочая программа содержит 56 тем, включая тему «Счет лет в истории», для изучения которой обязательно требуется отдельный урок. Кроме того, отдельный урок составляет Введение. Остающиеся 11 учебных часов отводятся на повторение пройденного и контроль знаний учащихся по следующей схеме: 1 час — на повторение I части, 4 часа — на повторение II части (в первой половине учебного года желательно более частое повторение и обсуждение изученного материала), по 3 часа — на повторение III и IV частей.

При распределении учебных часов между частями курса программа исходит из приоритетного значения для современной европейской (в том числе русской) культуры наследия античного мира.
Общая характеристика учебного процесса:

Формы:

- Индивидуальные;

- Индивидуально – групповые;

- Коллективные.

Виды организации учебного процесса: самостоятельная работа, практическая работа, творческая работа, викторина, игра.

Технологии: информационные, игровые, интерактивные, здоровьесберегающие

Межпредметные связи в рамках Образовательной системы:

Литература, география, информатика, Мировая художественная культура, краеведение, изобразительное искусство, музыка, обществознание.


Предполагаемые результаты:

В результате реализации настоящей программы у школьников должны быть сформированы знания об основных признаках и особенностях ранних цивилизаций, их отличиях одной от другой.

Учащиеся 5 класса должны знать основные фактические события истории, персоналии. Среди основных умений должны быть: умение читать историческую карту, объяснять основные причины исторических событий в рамках древней истории.

Система оценки достижений учащихся:

Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.

Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.

Формы учета: оценка(оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл.

Инструментарий для оценивания результатов:

-глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;

-твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;

-неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;

-наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;

-отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).

Система условных обозначений:

В тексте программы подчеркнуты понятия, обязательные для изучения в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. Курсивом выделены темы, обязательные для изучения, но не для контроля.

Все содержание, кроме выделенного курсивом, предназначено и для изучения, и для контроля.
Учебно-тематическое планирование по истории.

Класс - 5

Учитель Сядрина И.А.

Количество часов:

Всего - 70 часов, в неделю - 2 часа

Плановых контрольных уроков - 10; тестов -10,

Административных контрольных уроков - 2

Рабочая программа по истории в 5 классе составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Сборника нормативных документов История / составитель Э.Д Днепров, А.Г. Аркадьев Москва «Дрофа» 2004г., / и авторской программы А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С.Свенцицкой «История Древнего мира» издательство «Просвещение», Москва 2007 г.

Учебники и учебные пособия:

-История Древнего мира: под редакцией Вигасина А.А., Годера Г.И., Свенцицкой И.С. М.:Просвещение, 2004.

-Учебное электронное издание «История Древнего мира»

-Всеобщая история. Атлас. Древний мир. 5 класс, М., Дизайн. Информация. Картография: АТС: Астрель, 2007

-Примерная программа основного общего образования по истории 5-9 класс для образовательных учреждений

-Программа «История Древнего мира. 5 класс» Изд. «Просвещение», 2008

-Арсланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс.-3-е изд-ние к учебному комплекту А.А.Вигасина, Г.И.Годера.. М., «ВАКО», 2007 г.

Дополнительная литература:

-Н. Кун « Мифы и легенды древней Греции»

-З. А. Камышов, К.А. Камышова «300 вопросов и ответов по истории и культуре древнего мира

Содержание.

Первая историческая эпоха

Вводная тема (3 ч.)

Что изучает история – проблема предназначения исторической науки.

Источники знаний о прошлом (виды, проблема датировок и понимания).

Счет лет в истории: понятие об эре как точке отсчета и правила ориентировки в историческом времени. Деление всемирной истории на периоды (Первобытный мир, Древний мир и т.д.).

История Отечества – часть всемирной истории. Исторические факты, научные реконструкции и оценки исторических знаний.

Тема 1. Первобытный мир (8 ч.)

Научный и религиозный взгляд на происхождение человека. Появление вида «человек умелый» (более 2 млн. л.н.) и его развитие к со-временному виду людей – «человек разумный разумный». Расселение древнейшего человека (прародина, направление расселения и образование рас). Историческая карта как источник исторических сведений (чтение карты и извлечение информации). Приспособление людей к изменению климата в Ледниковую эпоху. Родоплеменные отношения: взаимозависимость людей и управление внутри родовой общины и в племени. Значение религиозных верований и искусства для первобытных людей. Развитие орудий труда и занятий первобытного человека: от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству (ок. 10 тыс. л.н.), зарождение ремесла (гончарное, ткачество, металлообработка) и торговли.

Переход от первобытного общества на ступень цивилизации (около 5 тыс. л.н.): образование соседских общин и расслоение, возникновение городов и государств (признаки понятия), изобретение письменности.

Обобщение и контроль (2 ч.)

Цивилизации Древнего Востока

Тема 2. Древний Египет (5 ч.)

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Египта (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть). Образование Древнеегипетского государства около 3000 г. до н.э. Власть и положение фараона. Слои древнеегипетского общества, различие их занятий, прав, быта. Особенности древней религии Египта (боги и люди в зеркале мифов и легенд, роль жрецов, представление о загробном мире). Культурное наследие Древнего Египта: иероглифическая письменность, пирамида Хеопса, научные знания, календарь. Бронзовый век в Египте, расцвет могущества Древнеегипетского государства.

Тема 3. Древние цивилизации Азии (12 ч.)

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Междуречья (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть). Отличительные особенности Междуречья и второе значение понятия «цивилизация» (культурная общность). Законы Хаммурапи. Образование древних народов и государств Западной Азии (Передней Азии). Начало «железного века» в Западной Азии около X в. до н.э. и проблема нравственных ценностей. Завоевания Ассирии. Значение Персидской державы. Культурное наследие Западной Азии и зарождение древних религий: научные знания жрецов Междуречья (шестидесятиричная система счета), алфавит, Библия и религия древних евреев (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), архитектурные памятники Вавилона.

Переход на ступень цивилизации жителей Древней Индии, занятия жителей, возникновение государства. Особенности цивилизации Древней Индии (варны, представление о перерождении души, отношения государства и общины). Культурное наследие Древней Индии: Будда и буддизм (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), боги и люди в зеркале мифов и поэм, десятичная система счета.

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Китая, занятия жителей и зарождение государства. Особенности их цивилизации (роль орошаемого земледелия и государства). Культурное наследие Древнего Китая: Конфуций и конфуцианство (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), Великая Китайская стена, иероглифическая письменность, бумага и др. Общие черты цивилизаций Древнего Востока.

Обобщение и контроль (2 ч.)

Первая цивилизация Запада

Тема 4. Зарождение цивилизации Древней Греции (8ч.)

Переход на ступень цивилизации жителей Древней Греции: Крит и Микены, предание о троянской войне, «темные века», возникновение полисов – городов-государств, отличительные особенности их общественного устройства и управления. Отличия демократических Афин и аристократической Спарты. Формирование народа греков-эллинов. Греческие колонии (причины образования и культурная роль).

Культурное наследие Древней Греции: поэмы Гомера, легенды о людях и богах, отличительные особенности древнегреческой религии (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), значение Олимпийских игр (с 776 г.до н.э.), древнегреческий алфавит, система образования и воспитания.

Тема 5. Расцвет древнегреческой цивилизации (9ч.)

Греко-персидские войны: причины, основные события (Марафон-ская битва 490 г.до н.э., Ферпопильская и Саламинская битвы 480 г. до н.э.), качества проявленные греками-эллинами, итоги войн.

Роль и принципиальное отличие свободных и рабов в хозяйстве и общественной жизни классической Греции. Расцвет афинской демократии во времена Перикла.

Культурное наследие Древней Греции: особенности древнегреческого искусства (храм Парфенон), возникновение и роль театра, достижения науки, главные философские идеи Сократа, Платона и Аристотеля.

Принципиальные отличия цивилизации Древней Греции от цивилизаций Древнего Востока.

Обобщение и контроль (2 ч.)

Империи эллинов и римлян.

Тема 6. Эллинизм – встреча Запада и Востока (4ч.)

Подчинение Греции Македонии (причины и последствия). Личность Александра Македонского (черты характера, устремления) и его завоевательные походы: причины, основные события. Распад империи Александра Македонского на эллинистические монархии. Создание эллинистической цивилизации, объединившей народы Востока и Запада.

Тема 7. Цивилизация Древнего Рима(8 ч.)

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Рима. Особенности римского полиса: деление на патрициев и плебеев, замена царской власти на республику (власть Сената, народное собрание, выборные должности), воинственные легенды и верования. Римские завоевания: Италия, Карфаген, Средиземноморье (причины превращения Рима в мировую державу). Культурное наследие Древнего Рима: латинский алфавит, римские цифры, римские законы. Кризис римской республики, восстания рабов (Спартак), гражданские войны. Личность и диктатура Ю. Цезаря, падение республики.

Тема 8. Античная греко-римская цивилизация (13ч.)

Римская империя: роль Октавиана Августа, расширение территории, общественное устройство, роль рабовладельческих хозяйств. Соседи Римской империи (германцы, предки славян и другие). Культурное наследие античной цивилизации: распространение единой античной культуры, латинского языка среди жителей Средиземноморья.

Возникновение христианства в I веке: евангельский рассказ об Иисусе Христе, отличительные особенности христианства (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе). Внутренний кризис Римской империи и усиление императорской власти при Диоклетиане. Распространение христианства: причины, гонения властей, поддержка Константином (313 г.) и объявление официальной религией, оформление христианской церкви и Нового Завета. Раздел Римской империи на Западную и Восточную (395 г.). Великое переселение народов и падение Западной Римской империи (410 и 476 годы).

Обобщение и контроль (4 ч.)
Формы и методы контроля:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:
-указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий истории Древнего мира;

- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3. Работа с историческими источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4. Описание (реконструкция):

- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:

- различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

- соотносить единичные исторические факты и общие явления;

- называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

-приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

-определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

-способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Формы контроля: тематический, поурочный, итоговый (тестирование, терминологические диктанты).

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса.

Знать/Понимать:

-Основные даты, ключевые события и понятия древнего мира с момента зарождения человечества до падения Западной Римской империи (орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении – раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни – государство, царство, город-государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре – религия, наука, искусство);

-Временные границы первобытной и древней истории человечества, особенности первобытного общества и общества, находящегося на этапе цивилизации

-Результаты и итоги ключевых событий истории Древнего мира;

-Представителей и памятники культуры Древнего мира, изученные виды исторических источников.

Уметь:

-Пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание иллюстраций.

-Сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия.

-Спорить и отстаивать свои взгляды, давать устный отзыв на ответы одноклассников, делать несложные выводы, уметь дискутировать, анализировать фрагменты исторического документа, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение;

-Оперировать историческими понятиями и датами.

-Работать с исторической картой: читать легенду, добывать полезную информацию, показывать территории расселения народов и завоеваний, границы государств, города, места значительных исторических событий.

-Анализировать исторические источники, применять содержащуюся в них информацию для подтверждения своих суждений.

-Давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстрированного материала учебника, фрагментов источников, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий, объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древнего мира.

-Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;

-предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ;

-участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

-Использовать знания об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности

Владеть компетенциями:

- информационно-поисковой;

- учебно-познавательной;

- коммуникативной;

- рефлексивной;

- смыслопоисковой.

Перечень учебно-методического обеспечения.

Для учителя:

1.А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая учебник История Древнего мира, Москва, Просвещение, 2008-2010гг.

2.Г.И. Годер. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс. – М.: Просвещение, 2007 - 2010г.
3. Л.Л. Кочергина История древнего мира. Поурочные планы. Волгоград, Учитель»,2003г.

4. О.А. Северина История Древнего мира. Поурочное планирование. Волгоград, «Учитель-АСТ», 2003г.

5.Н.Б.Крючкина Дидактические игры, тесты, загадки по истории древнего мира. Методическое пособие. Москва, «Сфера», 2003г.

6. Л.И.Зверева, А.Е. Тувельман. Древний мир. Краткие конспекты уроков для учителя истории. Москва, «Владос». 2002г.

7. Б.Е. Андрюсев Опорные конспекты по истории древнего мира, Москва, «Владос». 2002г

Для учащихся:

1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая учебник История Древнего мира, Москва, Просвещение, 2008-2010гг.

2. Г.И. Годер Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс. – М.: Просвещение, 2007 -2010г.

Список литературы:

1. В. Буряков Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации» 6 т, Москва, «Терра». 1997г.

2. К.З. Ашрафян, В.И.Буганов Лев Диакон. История. Москва, «Наука».1988г.

3. А.Абрашкин Тайны Троянской войны, Москва, «Вече», 2004г.

4. О. Томашевич Энциклопедия. Ранние Цивилизации. Москва, «Росмен», 1995г

5. О. Томашевич Греки. Москва, «Росмен», 1995г

6. О. Томашевич Римляне. Москва, «Росмен», 1994г.

7. Хрестоматия по истории Древнего мира: пособие для учителей. М., 2000г.

8. А.И. Немировский Книга для чтения по истории Древнего мира. М., 2000г.

CD 1. «Древний Египет»;

2. «Древняя Греция»;

3. «Древний Рим»

4. «Древний мир»

Приложения к программе:

Основные понятия и термины для изучения в курсе истории Древнего мира.

История, всемирная история, история Древнего мира, исторический источник, археология, этнография, столетие, век, тысячелетие, от Рождества Христова, наша эра.

Тема Первобытные собиратели и охотники

Собирательство, орудие труда, «человек разумный» родовая община, рубило, копьё, гарпун, мамонт,религиозные верования, обряд, сверхъестественные силы, оборотни

Тема Первобытные земледельцы и скотоводы

Земледелие, скотоводство, мотыга, серп, прядение, ткачество, племя, старейшина, совет старейшин, идол, боги, ремесло, плуг, соседская община, неравенство, вождь, знать, раб.

Тема Древний Египет

Государство, царь, казна , папирус, дельта, пороги, ил, разлив, оазис, рельеф, фараон, вельможа, писец, налог, шадуф, амулет, гробница, благовония, бронза, пехотинцы, колесницы, дротики, наемное войско, храм, жрецы, мумия, саркофаг, пирамиды, «семь чудес света», сфинкс, обелиск, колонна, портрет, иероглифы, папирус, свиток, геометрия, астрономия

Тема Западная Азия древности

Города-государства, клинопись, закон, ростовщик, колония, алфавит, кочевники, единобожие, заповеди, скрижали, завет, филистимляне, таран, держава, Ниневия

Тема Индия и Китай в древности

Джунгли, хлопчатник, сахарный тростник, каста, брахманы, отшельник, шахматы, дракон, бамбук, иероглифы, гунны, бойница, компас, шелк, бумага

Тема Древнейшая Греция

Лабиринт, фреска, Микены, Троя, мифы о Троянской войне,Гомер, Гектор, Приам, Ахиллес, Агамемнон, Патрокл, Гефест,Итака, циклоп, Посейдон, Алкиной, сирена, сатир, нимфа

Тема Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

Полис, демос, ареопаг, архонты, демократия, граждане. Драхма, Народное собрание,

илоты, лаконичная речь, пираты, скифы, мрамор, хитон, гиматий, атлет, пятиборье, ипподром, стратег, фаланга, триера

Тема Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии

Верфь, переселенцы, пошлина, вольноотпущенник, Совет пятисот, керамика, пифос, амфора, портик, фронтон, кариатиды, педагог, стиль, палестра, гимнасия, красноречие, театр, сатир, орхестра, скене, трагедия, комедия, оратор, бобы

Тема Македонские завоевания в IV в. до н.э.

Междоусобные войны, осадная башня, филиппика, маяк, музы, геометрия

Тема Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

Латины, этруски, весталка. Ликтор, патриций, плебей ,сенат, республика, монархия, консул, галлы, право вето, народный трибун, легион

Тема Рим — сильнейшая держава Средиземноморья

Пунические войны, триумф, император, провинция, имение, амфитеатр, гладиатор

Тема Гражданские войны в Риме

Гражданская война, восстание, ветеран, диктатор, диктатура, преторианцы, завещание, империя

Тема Римская империя в первые века нашей эры

Даки, христианство, апостолы, евангелие, Страшный суд, колоны, «рабы с хижинами», триумфальная арка, купол, термы

Тема Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи

Варвары, епископ, церковь, папа, германцы, венеды, готы, вандалы, античная культура.
Темы проектов:

1) Искусство Древнего Египта.

2) Цивилизация Древнего Рима.

3) Вклад народов Древнего мира в мировую культуру.

4) Путешествие в Древнюю Грецию.

5) Олимпийские игры.

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Пояснительная записка. Тип программы iconПояснительная записка. Тип программы
Данная программа адресована учащимся 7 класса моу «Языковская средняя общеобразовательная школа», Аткарского района, Саратовской...

Пояснительная записка. Тип программы iconПояснительная записка 2
Планируемые предметные результаты освоения обучающимися основнойобразовательной программы

Пояснительная записка. Тип программы iconПояснительная записка Основные сведения Тема урока: «Метод координат»
Тема урока: «Метод координат». Предмет: математика – информатика. Тип урока: комбинированный (классификация по основной образовательной...

Пояснительная записка. Тип программы iconПояснительная записка недельному учебному плану для мбоу тсош№1,...
Пояснительная записка недельному учебному плану для мбоу тсош№1, реализующей программы общего образования, расположенной на территории...

Пояснительная записка. Тип программы iconПояснительная записка 3 4
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

Пояснительная записка. Тип программы iconПаспорт Программы Пояснительная записка целевое назначение
Система мониторинга качества образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Пояснительная записка. Тип программы iconПояснительная записка программа составлена в соответствии с требованиями...
Примерной основной образовательной программы оу, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учетом возможностей...

Пояснительная записка. Тип программы iconПояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы

Пояснительная записка. Тип программы iconПояснительная записка Задачи программы
Муниципально бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Панаевский детский сад общеразвивающего вида «Красная шапочка»

Пояснительная записка. Тип программы iconПояснительная записка
Планируемые результаты освоения обучающимися с расстройствами аутистического спектра адаптированной основной общеобразовательной...


Информатика




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
inf.na5bal.ru
..На главную