Рабочая программа дисциплины (модуля) Информационные технологии


inf.na5bal.ru > Информатика > Рабочая программа

Приложение 9



Федеральное агентство по образованию
Ухтинский государственный технический университет

«УТВЕРЖДАЮ»

Ректор
(декан, директор института)


«……» __________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Информационные технологии


Направление подготовки
221700 «Стандартизация и метрология»
Профили подготовки:

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

Очная

г. Ухта 2010
1. Цели и задачи дисциплины.

Целью дисциплины «Информационные технологии» является формирование у студентов знаний общих закономерностей проявлений информационных технологий, умения работать с информационным потоком, не только отслеживая требуемую информацию, но и используя полученную информацию в системах поддержки принятия решений, моделирования и прогнозирования.

Задачами дисциплины - дать обучаемым необходимый объем теоретических и практических навыков, которые позволят:

-овладеть навыками применения стандартных программных средств в области технического регулирования и метрологии.

- овладеть пакетами прикладных программ, применяющихся в области технического регулирования, метрологии и стандартизации;

-       использовать информационные системы в профессиональной деятельности;

-       применять экспертные системы и системы поддержки принятия решений, моделирования и прогнозирования в профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП.

Дисциплина «Информационные технологии» относится к циклу ЕН, его вариативной части, подразделу «Основная часть» и является обязательной к изучению.

Дисциплина «Информационные технологии» базируется на знаниях, умениях и навыках приобретенных студентами в ходе изучения дисциплин: Информатика, Математика; Физика. Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студентов. Студент должен:

-знать:

- основные сведения о дискретных структурах, используемых в персональных компьютерах, основные алгоритмы типовых численных методов решения математических задач, один из языков программирования, структуру локальных и глобальных компьютерных сетей;

уметь: работать в качестве пользователя персонального компьютера, использовать внешние носители информации для обмена данными между машинами, создавать резервные копии, архивы данных и программ, работать с программными средствами общего назначения;

владеть:

  • навыками применения стандартных программных средств в области технического регулирования и метрологии.

Дисциплины, для которых дисциплина «Информационные технологии» является предшествующей:

  • дисциплины профильной направленности.

3. Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины «Информационные технологии» направлен на формирование следующих компетенций:

- владение культурой мышления, знание его общих законов, способность в письменной и устной речи логически правильно оформить его результаты (ОК-3);

-способность и готовность приобретать с большой степенью самостоятельности новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-4);

-способность выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования; готовность развивать самостоятельность, инициативу и творческие способности, повышать свою квалификацию и мастерство (ОК-5);

-способность применять знание процессов и явлений, происходящих в живой и неживой природе, понимание возможности современных научных методов познания природы и владение ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций (ОК-12);

-способность исследовать окружающую среду для выявления ее возможностей и ресурсов с целью их использования в рамках профессиональной деятельности (ОК-13);

- способность применять математический аппарат, необходимый для осуществления профессиональной деятельности (ОК-15);

-способность использовать в социальной жизнедеятельности, в познавательной и в профессиональной деятельности навыки работы с компьютером, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-16).

В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление:

-об основных принципах, методах и свойствах информационных и коммуникационных технологий;

-об автоматизированных рабочих местах (АРМ);

-о локальных и отраслевых сетях АРМ;

- об интегрированных информационных системах;

- об экспертных системах и системах поддержки принятия решений, моделирования и прогнозирования;

знать:

-       прикладное программное обеспечение;

-       проблемно-ориентированные пакеты прикладных программ, используемые в профессиональной деятельности;

  • уметь:

-       пользоваться пакетами прикладных программ, применяющихся в области технического регулирования, метрологии и стандартизации;

-       использовать информационные системы в профессиональной деятельности;

-       применять экспертные системы и системы поддержки принятия решений, моделирования и прогнозирования в профессиональной деятельности;

-       внедрять информационные и коммуникационные технологии в практику работы по полученной специальности.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Всего ча­сов/зачетных еди­ниц

Семестр

2,3

Аудиторные занятия (всего)

88

88

В том числе:







Лекции

35

35

Практические занятия (ПЗ)

17

17

Семинары (С)

-

-

Лабораторные работы (ЛР)

36

36

Самостоятельная работа (всего)

164

164

В том числе:







Курсовой проект (работа)

-

-

Расчетно-графические работы

2,3

2,3

Реферат

-

-

Другие виды самостоятельной работы Контрольная работа

-

-

Вид промежуточной аттестации

Зачет

Экзамен

Зачет – 2 семестр

Экзамен – 3 семестр

Общая трудоемкость: часы

зачетные единицы

252

252

7

7

5. Содержание дисциплины.

5.1. Содержание разделов дисциплины.

/№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

Объем в часах

Лекции

1.

Введение

Значение и содержание дисциплины «Информационные технологии» и связь ее с другими дисциплинами общепрофессионального и специального циклов дисциплин.

Значение дисциплины в решении важнейших государственных проблем.

Историческое развитие и современное состояние информационных и коммуникационных технологий.

Роль информационных и коммуникационных технологий в управленческих процессах.

5

2.

Тема 1. Информационные и коммуникационные технологии

Определение информационной технологии. Отличие обычной и новой информационных технологий. Инструментарий информационной технологии. Составные части информационной технологии. Методология использования информационной технологии. Выбор вариантов внедрения информационной технологии. Виды информационных технологий. Методы работы с ними. Основные компоненты различных видов информационных технологий.

Определение коммуникационной технологии. Виды коммуникационных технологий. Методы работы с ними.

Методы применения информационных и коммуникационных технологий.

5

3.

Тема 2. Автоматизированные рабочие места

Структурные уровни управления организацией: оперативный (операционный), тактический (функциональный), стратегический.

Определение типа автоматизированного рабочего места: место руководителя, специалиста, менеджера среднего звена, оперативное рабочее место.

Современные средства оргтехники в туризме. Использование оргтехники и программного обеспечения в зависимости от типа автоматизированного рабочего места.

Объединение автоматизированных рабочих мест в сети и его принципы. Использование программного обеспечения для создания и использования локальной сети автоматизированных рабочих мест. Использование программного обеспечения для создания и использования отраслевой сети автоматизированных рабочих мест.


5

4.

Тема 3

Тема 3. Прикладное

программное обеспечение

и информационные

ресурсы



Определение прикладного программного обеспечения. Прикладное программное обеспечение, использующееся в работе информационных и коммуникационных технологий. Прикладное программное обеспечение в сфере туризма: специальные программы и использование средств Microsoft Office.

Определение информационных ресурсов. Требования, предъявляемые к информационным ресурсам для их использования в сфере туризма.

Использование прикладного программного обеспечения и информационных ресурсов при реализации задач профессиональной деятельности.

5

5.

Тема 4




Определение информационной системы. Виды классификаций информационных систем. Использование информационных систем в зависимости от уровня управления: оперативный (операционный), тактический (функциональный), стратегический. Разделение информационных систем на информационные системы общего профиля и профессионально ориентированные.

Информационные системы менеджмента..

Использование профессионально ориентированных информационных систем.

5

6.

Тема 5




Пакеты прикладных программ, применяемые для работы в настоящее время: разделение на общие для всех отраслей и профессионально ориентированные. Определение профессионально ориентированных пакетов прикладных программ по отраслям и сферам деятельности. Использование профессионально ориентированных пакетов прикладных программ.

5

7.

Тема 6

Тема 6.

Экспертные системы

и системы поддержки

принятия решений,

моделирования и

прогнозирования

в стандартизации и

метрологии



Определение экспертных систем. Принципы работы экспертных систем. Определение систем поддержки принятия решений. Методы их работы. Определение систем моделирования и прогнозирования. Способы их работы.

Использование экспертных систем, систем поддержки принятия решений, систем моделирования и прогнозирования

5





Итого

35

5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами.

/№ п/п

Наименование обеспе­чиваемых дисциплин

разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых дисциплин







1

2

3

4

1

Дисциплины профиль-

+

+

+

+

ной направленности.














5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

/№ п/п

Наименование раз­дела дисциплины

Лекц.

ПЗ

Лаб. зан.

Се­мин.

СРС

КП

Всего

1

Введение

5

-

-

-

27

-

32

2

Тема 1. Информационные и коммуникационные технологии

5

3

6

-

18

-

32

3

Тема 2. Автоматизированные рабочие места

5

3

6

-

18

-

32

4

Тема 3. Прикладное программное обеспечение и информационные ресурсы

5

3

6

-

18

-

32

5

Тема 4.

Использование информационных систем в техническом регулировании

5

3

6




18




32

6

Тема 5.

Профессионально ориентированные пакеты прикладных программ в стандартизации и метрологии

5

3

6




17




31

7

Тема 6.

Экспертные системы и системы поддержки принятия решений, моделирования и прогнозирования

в стандартизации и метрологии

5

2

6




17




31




Итого

35

17

36




164




252

    1. Практические занятия.



п\п

Наименование раздела

дисциплины


Содержание практического

занятия

Объем в час.

1

Введение

-




2

Тема 1. Информационные и коммуникационные технологии

Деловая ситуация: «Определение возможности применения информационных технологий в зависимости от их вида в стандартизации и метрологии»

3

3.

Тема 2. Автоматизированные рабочие места

Деловая ситуация: «Создание автоматизированных рабочих мест с использованием оргтехники и программного обеспечения и объединением их в локальные и отраслевые сети».


3

4.

Тема 3. Прикладное программное обеспечение и информационные ресурсы

Компьютерный практикум: «Использование прикладного программного обеспечения и информационных ресурсов при реализации задач профессиональной деятельности».

3

5.

Тема 4.

Использование информационных систем в техническом регулировании

Деловая игра: «Определение набора профессионально ориентированных информационных систем для стандартизации и сертификации процессов производства, продукции и услуг».

3

6.

Тема 5.

Профессионально ориентированные пакеты прикладных программ в стандартизации и метрологии

Деловая игра: «Определение набора профессионально ориентированных пакетов прикладных программ для стандартизации и сертификации процессов производства, продукции и услуг

3

7.

Тема 6.

Экспертные системы и системы поддержки принятия решений, моделирования и прогнозирования

в стандартизации и метрологии

Круглый стол: «Применение экспертных систем, систем моделирования и прогнозирования в стандартизации и сертификации процессов производства, продукции и услуг».

3



    1. Лабораторные работы.





п\п

Наименование раздела

дисциплины


Содержание лабораторной работы

Объем в часах

1

Введение




6

2

Тема 1. Информационные и коммуникационные технологии

ЛБ №1.

6

3.

Тема 2. Автоматизированные рабочие места

ЛБ №2.

6

4.

Тема 3. Прикладное программное обеспечение и информационные ресурсы

ЛБ №3.

6

5.

Тема 4.

Использование информационных систем в техническом регулировании

ЛБ №4.

6

6.

Тема 5.

Профессионально ориентированные пакеты прикладных программ в стандартизации и метрологии

ЛБ №5.

6

7.

Тема 6.

Экспертные системы и системы поддержки принятия решений, моделирования и прогнозирования

в стандартизации и метрологии

ЛБ №6.

6




Итого




36



  1. Примерная тематика курсовых проектов (работ)- не предусмотрены

7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1.Основная и дополнительная литература
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Источники

1.       Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. // Собрание законодательства РФ. 1995. №8. Ст. 609.

2.       Постановление Правительства РФ «О государственном учете и регистрации баз и банков данных» от 28 февраля 1996 г. // Там же. 1996. № 12. Ст. 1147.

3.       ГОСТ 34.003-90: Информационная технология: Комплекс стандартов на автоматизированные системы: Автоматизированные системы: Термины и определения. – М., 1991.

Литература

1.       Игер Б. Работа в Internet / Пер. с англ. – М.: Бином, 1996.

2.       Информатика: Учебник. – 3-е изд., перераб. / Под ред. Н.В. Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 2003.

3.       Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника: Учебник / М.А. Морозов, Н.С. Морозова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Изд. центр «Академия», 2004.

4.       Компьютерные системы и сети. – М., 1999.

5.       Ларин М.В. Управление документацией и новые информационные технологии. – М., 1998.

6.       Матвеев Л.А. Информационные сети: Поддержка принятия решений. – СПб., 1996.

7.       Мельников Д.А. Информационные процессы в компьютерных сетях: Протоколы, стандарты, интерфейсы, модели. – М., 1999.

8.       Назаров С.В., Смольников Л. и др. Пакеты программ офисного назначения: Учебное пособие / Под ред. С.В. Назарова. – М., 1997.

9.       Хэлворсон М., Янг М. Эффективная работа с Microsoft Office 2000. – СПб., 2000.

7.2. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы

1.Информационно- правовая система « Кодекс» - нормы, правила, стандарты РФ. Электронная база национальных стандартов.

2. Электронная БД иностранных стандартов «VEKA» на CD-ROMах.

3. Компьютерная информационно-поисковая система национальных нормативных документов РФ по стандартизации «SPRAV».

4. PERENORM – международная электронная база данных, содержащая национальные стандарты стран Европы.

5. Компьютерная программа тестирования «Тест».

6. Компьютеры класса IBM PC с операционной системой Windows -…

7. Лекции укомплектованы демонстрационными материалами в виде электронных тетрадей, презентаций, выполненных в редакторе Power Point и фоллей.

8. Лабораторные занятия проводятся с использованием методических указаний, содержащих материалы, разъясняющие специфику и конкретизирующие особенности предлагаемых к решению лабораторных заданий.
Интернет адреса

9.www. gost. ru – официальный сайт национального органа по стандартизации – Федерального агенства по техническому регулированию и метрологии.

10.www.vniiki. ru – официальный сайт ВНИИКИ.

  1. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru.);


7.3. Методическое обеспечение курса
8.Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Для проведения лекционных и практических занятий необходима аудитория, оснащенная компьютером и мультимедийным оборудованием.

Основное лабораторное оборудование представлено в «Лаборатории технических измерений» кафедры МСиС.
8.1.Перечень наглядных и других пособий, методических указаний по проведению конкретных видов учебных занятий, а так же методических материалов к используемым в учебном процессе техническим средствам.

8.2.1. Условные обозначения технических средств обучения (ТСО):

электронно-вычислительная техника – ЭВМ диапроекторы:

обучающие средства – ОУ диапозитивами – ДП

действующие макеты – М слайдами – ДС

кинофильмы – КФ диафильмами –ДФ

учебное телевидение – ТВ эпидиаскопы – ЭС

лингофонная техника – ЛФ наглядные пособия

контролирующие устройства – КУ (макеты, плакаты,

Информационная техника – ИТ схемы, графики,

аудиовизуальные установки – АВУ рисунки, таблицы и т.д.) – НП

кодоскопы – КС
8.2.2. Наглядные пособия и ТСО

1. ОУ с применением ЭВМ и АВУ или интерактивной доски – электронный вариант лекций по дисциплине «Взаимозаменяемость и нормирование точности».

2. ОУ по теме « Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» с применением ЭВМ и АВУ или интерактивной доски.

3. ОУ с применением ЭВМ и АВУ или интерактивной доски по теме «Информационные технологии» (включает 24 слайда)


    1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

Дисциплина «Информационные технологии» является самостоятельной для изучения.

На лекциях при изложении материала следует пользоваться иллюстративным материалом, ориентированным на использование мультимедийного презентационного оборудования, содержащим запись основных нормативных и законодательных положений в рамках изучения дисциплины, а также фотографические материалы. Посредством разборов примеров решения задач следует добиваться понимания обучающимися сути и прикладной значимости решаемых задач, а также сути и назначения метрологиче­ского обеспечения, стандартизации и сертификации.

Образовательные технологии: метод проблемного изложения материала, как лектором, так и студентом; самостоятельное чтение студентами учебной, учебно- методической и справочной литературы и последующие свободные дискуссии по освоенному ими материалу, использование иллюстративных видеоматериалов (видеофильмы, фотографии, аудиозаписи, компьютерные презентации), демонстрируемых на современном оборудовании, опросы в интерактивном режиме.

В течение преподавания дисциплина «Информационные технологии» в качестве форм текущей аттестации студентов используются такие формы как, тест – доступ к практическому занятию, контроль выполнения заданий, выдаваемых на практических занятиях. По итогам обучения в 2-ом семестре проводится зачет. А в третьем семестре – экзамен.

Примеры оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации:

Знания контролируются путем проведения контрольных работ (тестовый контроль) по завершению первого и второго, третьего, а также четвертого разделов курса. Знания студента по итогам контрольной работы оцениваются «зачтено» или «не зачтено»

Контролируется выполнение практических работ, проводятся тест – доступы к каждому занятию и защиты выполненных практических работ.

В случае успешного выполнения практической работы, студент допускается к защите. Знания студента по итогам защиты практической работы оцениваются «зачтено» или «не зачтено».

При условии защиты студентом всех практических работ согласно бально – рейтинговой системы Университета с оценкой «зачтено» и написания контрольных работ с оценкой «зачтено» во втором семестре ему ставится «зачет». А в третьем семестре плучает допуск к сдаче экзамена.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки 221700«Стандартизация и метрология» (квалификация (степень) «бакалавр»)
Автор(ы):

- заведующий кафедрой МСиС, доцент В.П. Очир-Горяев ,

- ст. преподаватель кафедры М.С. Санджиев
Рецензент(ы)
Программа одобрена на заседании кафедры МСиС «25» октября 2010 г. (протокол №2 от 25.10.2010 г.)

(Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый совет)
от ___________ года, протокол № ________.

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Рабочая программа дисциплины (модуля) Информационные технологии iconРабочая программа дисциплины (модуля) позволяет решать следующие задачи
Рабочая программа дисциплины (модуля) – нормативный документ, входящий в состав образовательной программы высшего образования (оп...

Рабочая программа дисциплины (модуля) Информационные технологии iconРабочая программа дисциплины (модуля) Планирование и организация эксперимента
Задачи преподавания дисциплины (или модуля). Бакалавр по направлению подготовки 221700 Стандартизация и метрология должен решать...

Рабочая программа дисциплины (модуля) Информационные технологии iconРабочая программа дисциплины (модуля) Взаимозаменяемость и нормирование точности
Задачи преподавания дисциплины (или модуля). Бакалавр по направлению подготовки 221700 Стандартизация и метрология должен решать...

Рабочая программа дисциплины (модуля) Информационные технологии iconРабочая программа дисциплины (модуля) Основы технологии производства
Более детально изучаются наиболее важные группы технологий, с которыми студенты могут столкнуться в последующей деятельности

Рабочая программа дисциплины (модуля) Информационные технологии iconРабочая учебная программа дисциплины (модуля) «Деньги, Кредит, Банки»
Распределение трудоемкости дисциплины по семестрам и видам учебной работы для офо

Рабочая программа дисциплины (модуля) Информационные технологии iconРабочая программа дисциплины (модуля) Физические основы измерений и эталоны
Целями освоения дисциплины (модуля) б 1/7 «Физические основы измерений и эталоны» является освоение фундаментальных основ метрологии,...

Рабочая программа дисциплины (модуля) Информационные технологии iconРабочая программа дисциплины (модуля) Стандартизация, метрология и метрологическое обеспечение
Задачами дисциплины дать обучаемым необходимый объем теоретических и практических навыков, которые позволят

Рабочая программа дисциплины (модуля) Информационные технологии iconРабочая программа дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
«Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» в соответствии с фгос спо 3-го поколения

Рабочая программа дисциплины (модуля) Информационные технологии iconРабочая учебная программа дисциплины (модуля) «Право»

Рабочая программа дисциплины (модуля) Информационные технологии iconРабочая программа дисциплины (модуля) «Основы информационной безопасности»


Информатика




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
inf.na5bal.ru
..На главную