Урок Цели урока: Образовательные


inf.na5bal.ru > Информатика > Урок
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №40»

УРОК ИНФОРМАТИКИ В 7 КЛАССЕ

«УПРАВЛЕНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЕМ РОБОТ »

Разработал:

Учитель информатики

1 категория

Бянкина Олеся Сергеевна

Ангарск 2015

УРОК «Управление исполнителем РОБОТ»

Урок 30. Исполнитель РОБОТ. Управление исполнителем РОБОТ.

Класс: 7

Предмет: Информатика

Учитель: Бянкина О.С.

Тип урока: комбинированный урок

Цели урока:

Образовательные:

  • расширить представления учащихся об исполнителях алгоритма;

  • изучить исполнителя Робот, его среду и СКИ (систему команд исполнителя).

Развивающие:

  • развитие навыков управления исполнителем Робот;

  • развитие умения использовать полученные знания при составлении алгоритмов;

  • развитие практических навыков работы в системе программирования КуМир;

  • развитие навыков самостоятельной работы и познавательного интереса к предмету.

Воспитательные:

  • воспитание информационной культуры учащихся.

Задачи урока:

  1. познакомить с формальным исполнителем Робот, его рабочей средой;

  2. изучить систему команд исполнителя Робот;

  3. научить учащихся управлять Роботом;

  4. развивать навыки составления алгоритмов для исполнителя Робот на алгоритмическом языке и в системе программирования;

  5. закрепить изученный материал;

  6. развитие практических навыков работы с компьютером.

План урока.

  1. Организационный момент (2 мин).

  2. Проверка домашнего задания (5-7 мин).

  3. Сообщение темы и цели урока (2 мин).

  4. Объяснение нового материала (6 мин).

  5. Закрепление изученного материала (12 - 14 мин).

  6. Домашнее задание. (1 мин).

  7. Практическая часть урока (10 мин).

  8. Выставление оценок (1 мин).

  9. Итог урока (2 мин).

Литература, эор:

  • Авторская презентация (приложение 1)

  • Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011

  • Босова Л. Л., Босова А. Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  • Поурочные разработки для 7 класса (4 четверть) – авторская мастерская Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).

  • Система программирования КуМир, свободного пользования ПО НИИСИ РАН, версия 1.7.3 (сайт разработчика: http://lpm.org.ru/kumir2)

ХОД УРОКА

Организационный момент (слайд 1).

    1. Приветствие учащихся;

    2. Проверка посещаемости учащихся и отметка отсутствующих;

    3. Проверка готовности учащихся к уроку.

Проверка домашнего задания.

1. Актуализация опорных знаний.

На прошлых уроках мы с вами познакомились с формальным исполнителем алгоритмов Чертежник, изучили его рабочую среду и научились управлять Чертежником. Повторим ранее изученный материал. Ответьте на вопросы:

2. Фронтальный опрос теории (слайд 2)

  • Дайте понятие алгоритма.

  • Что такое исполнитель?

  • Назовите типы исполнителей. (Формальный и неформальный).

  • Приведите примеры неформальных исполнителей. (Человек, служебная собака и т. д.).

  • Приведите примеры формальных исполнителей. (Компьютер, Чертежник).

  • Охарактеризуйте исполнителя Чертежник (СКИ, рабочая среда).

Рис 1

3. Устное задание (слайд 3)

Чертёжнику задали для исполнения следующий алгоритм:

НАЧ

сместиться в точку (4; 4)

опустить перо

НЦ Повторить 3 раза

сместиться на вектор (–3, –1)

сместиться на вектор (2, -1)

сместиться на вектор (2, 0)

КЦ

КОН

Вопрос. Какую команду надо выполнить Чертёжнику, чтобы вернуться в исходную точку, из которой он начал движение? Варианты ответов:

1) сдвинь на вектор (–3, –6) 2) сдвинь на вектор (–6, 3)

3) сдвинь на вектор (-3, 6) 4) сдвинь на вектор (6, -3)

Задание можно выполнить устно или в рабочих тетрадях (не на печатной основе). В случае затруднения, можно вызвать одного учащегося к доске, который отметит пути передвижения Чертежника на рис.1 Правильный ответ: 3

4. Проверка домашнего задания.

Задание в рабочей тетради №19 (а, б, в): два за компьютером (а, б), у остальных выборочно (визуально), просмотрев тетради у нескольких учеников.

Сообщение темы и цели урока (слайды 5-6)

Сегодня на уроке мы познакомимся с исполнителем Робот, изучим его рабочую среду СКИ, научимся составлять алгоритмы для исполнителя Робот. Откройте рабочие тетради и запишите тему урока «Управление исполнителем Робот».

Теоретическая часть

1. Объяснение нового материала (слайды 7-8).

Исполнитель Робот (также как и Чертежник) является формальным исполнителем, т.е одну и ту же команду он всегда выполняет одинаково. Робот может перемещаться по прямоугольному клетчатому полю, может быть представлен в форме точки, звездочки, ромба, круга и т.д., но занимает ровно одну клетку. Начальное положение Робота обозначается (чаще всего) в виде точки, звездочки и т.д., конечное – в виде буквы. Следует отметить и систему команд исполнителя. В СКИ (систему команд исполнителя) входят:

Команда СКИ Робота

Пояснение движения Робота

вверх

Робот переходит на 1 клетку вверх

вниз

Робот переходит на 1 клетку вниз

влево

Робот переходит на 1 клетку влево

вправо

Робот переходит на 1 клетку вправо

закрасить

Робот закрашивает клетку, в которой находится, причем одну и ту же клетку он может закрашивать несколько раз

Следует заметить, что если Вы допустили ошибку в команду СКИ, например, записали команду «низ» вместо «вниз» или «направо» вместо «вправо», то Робот данную команду не выполнит и сообщит об ошибке. Между клетками на рабочем поле могут быть размещены стены, которые обозначаются в виде отрезков на границе между клетками. Сквозь стену Робот проходить не может, он разрушается, следовательно, алгоритм не будет выполнен. В случае работы в среде программирования КуМир происходит отказ действия и выдается сообщение об ошибке.

2. Пример алгоритма для Робота

Рассмотрим пример алгоритма движения Робота: Составить алгоритм движения Робота в клетку В вдоль стены при условии, что Робот не разрушится (рис. 2), (слайд 9).

Решение: (слайд 10)

алг Робот

нач

вниз


Рис. 2
вправо

вправо

вниз

вниз

кон

Закрепление изученного материала.

Мы «познакомились» с новым исполнителем алгоритма Роботом. Давайте повторим основные свойства исполнителя Робот. Ответьте пожалуйста на вопросы.

1. Вопросы для закрепления: (слайд 11)

  1. Робот является формальным или неформальным исполнителем? Обоснуйте свой ответ.

  2. Какое действие выполнит исполнитель Робот, получив команду вправо? (влево, вперед, закрасить)

  3. Как отреагирует исполнитель Робот, получив команду: направо? сместиться на вектор (3,2)? влева? (ответ – Робот не выполнит никакое действие и выдаст сообщение об ошибке).

  4. Где окажется Робот после выполнения команд: вправо, вниз, вниз?

2. Работа в тетрадях на печатной основе (слайд 12) № 22 (стр. 99), 24 (стр. 100), 26 (а) (стр. 101)

Комментарии, решения и ответы

22. (слайд 13-14). Учащиеся выполняют задание самостоятельно, устно прокомментировав, сверяют со слайдом. Решение.

1 способ

2 способ

3 способ

алг Робот

нач

вниз

вниз

вправо


Рис.3
кон


алг Робот

нач

вправо

вниз

вниз


Рис.4
кон

алг Робот

нач

вниз

вправо

вниз


Рис.5
кон

24. (слайд 15 - 16)

Порядок выполнения задания:

      1. учащимся предлагается выполнить вначале задание устно. Следует спросить нескольких учащихся;

      2. вызвать к доске одного учащегося, который нарисует на слайде движение Робота в виде ломаной (слайд 15);

      3. предлагается проверить решение, кликнув мышью по гиперссылке «Проверка» (слайд 16);

      4. учащийся записывает алгоритм на алгоритмическом языке на слайде (у доски), остальные учащиеся выполняют задание в тетрадях самостоятельно;

      5. учитель и учащиеся проверяю алгоритм и исправляют ошибки.

Решение.

Рис.6

алг лабиринт

нач

вправо, вниз

влево, вниз

вправо, вниз

26 (а) (слайд 17-18)

Комментарий к выполнению. Самостоятельная работа учащихся. В случае затруднения, к доске вызывается 1 ученик и создает рисунок на слайде презентации.

Решение (слайд 18).

рисунок2

Физкультминутка: физкультминутка выполняется сидя, туловище, руки, ноги расслаблены. Примерный комплекс упражнений для физкультминутки.

1. Выполнить наклоны головы вперед, назад, влево, вправо – 2 раза.

2. Руки опустить, поднять плечи, задержать на 3 сек., опустить - 3 раза.

Домашнее задание (слайд 19). Рабочая тетрадь: стр. 102 № 26 (б, г), № 27 (а, б, в)

Практическая часть: практическая часть урока – работа с системой программирования Robot. Самостоятельная работа учащихся: учащимся предлагается составить программу (приложение 1 и 2)

База


грядка

клумба

стенка

Робот



Приложение 1

Простейшая программа




ТриКлумбы

{

вперед(3);

посади;

направо;

вперед(2);

налево;

вперед(2);

налево;

вперед(1); посади;

вперед(2); посади;

вперед(1);

налево;

вперед(1);

}



Приложение 2
Сформулирована задача: Посадить все грядки вдоль стены, и посчитать количество засаженных грядок (Длина стены произвольная)

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Урок Цели урока: Образовательные iconУрок 12. Понятие как форма мышления. Цели урока
Технологическая карта урока. Босова Л. Л. Босова А. Ю. Информатика. 6 класс. Фгос

Урок Цели урока: Образовательные iconКомпьютерное моделирование швейных изделий
Осмысление и проектирование последовательности работы (этапов урока) по освоению темы от цели до конечного результата в соответствии...

Урок Цели урока: Образовательные iconУрок 29. Создание графического документа(урок 2) Цели урока
«Графический документ, создание графического документа с помощью программных средств»

Урок Цели урока: Образовательные iconУрок 12. Понятия «истина» и «ложь». Цели урока
Как удобнее представить на бумаге отношения между понятиями: словами или схемой? Объясни

Урок Цели урока: Образовательные iconУрок информатики в 9 классе по теме: "Арифметические операции в двоичной...
Дидактическая: познакомить c правилами выполнения арифметических операций (сложение, умножение, вычитание, деление) в двоичной системе...

Урок Цели урока: Образовательные iconУрок 20. Формы записи алгоритма. Виды алгоритмов. Цели урока
«алгоритм», «текстовое описание алгоритма», «блок – схема», «алгоритм линейный», «алгоритм с ветвлением»

Урок Цели урока: Образовательные iconУрок 17. Модель объекта. Цели урока
«модель», «моделирование», «материальная модель», «информационная модель», «цель моделирования», «способы моделирования»

Урок Цели урока: Образовательные iconОбъявление темы урока и постановка цели. Ответы на вопросы Запись темы урока
Цель урока: познакомить учащихся с понятием по, его видами, понятием ос, ее функциями, разновидностями

Урок Цели урока: Образовательные iconУрок 1: Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас. Техника...
Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас. Техника безопасности и организация рабочего места

Урок Цели урока: Образовательные iconТема урока: «Язык html. Работа с графическими изображениями» Цели урока
Формировать умение размещать изображения на странице, задавать различные атрибуты


Информатика




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
inf.na5bal.ru
..На главную