 «Утверждаю»: «Согласовано»: «Рассмотрено»:
директор МБОУ СОШ № 9 зам. директора по УВР рассмотрено на заседании МО
__________(Морозова ОВ) _________(Витязева СИ) __________________________
«____»____________20____г. «____»____________20____г. «____»____________20____г. Рабочая программа
по информатике и ИКТ
для 6 класса
на 2013-2014 учебный год
Автор:
Мусатова Ирина Борисовна,
учитель информатики и ИКТ,
вторая квалификационная категория г. Златоуст 2013 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Программа представляет собой один из возможных вариантов построения пропедевтического курса информатики, изучаемого в 5 -7 классах. Изучение курса предполагает наличие компьютерного класса и практическую работу на компьютере.
Преподавание предмета «Информатика и ИКТ» в 5- 7 классах осуществляется в соответствии с нормативными документами и инструктивно – методическими материалами Министерства образования и науки РФ, Министерства образования и науки Челябинской области и ГОУ ДПО ЧИППКРО:
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 марта 2004 г. №1089 с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки РФ от 3 июня 2008г. № 164, от 31 августа 2009 г. № 320, от19 октября 2009 г. № 427, от 10 ноября 2011 г. № 2643, от 24 января 2012 г. № 39);
Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям / письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;
Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации N 1067 от 19.12.2012»;
О преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» в 2012-2013 учебном году / Приложение 6 к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 24.07.2013 г. № 03-02/5639;
Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 02- 600;
О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 № 103/3404;
Учебный план МАОО СОШ № 9 на 2013-2014 учебный год;
Положение о разработке рабочих программ МАОО СОШ № 9.
Данная рабочая учебная программа составлена на основе вариативной учебной программы Л.Л. Босовой, изданной в издательстве БИНОМ, Лаборатория знаний в 2009 году, допущенной Министерством образования и науки РФ к изучению в общеобразовательных учреждениях. Пропедевтический курс Л.Л.Босовой выбран потому, что позволяет сформировать у школьников представления об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества и перейти в старших классах на работу по стандартным учебникам информатики.
Цели обучения информатике и информационным технологиям в 5-7 классах могут быть определены следующим образом:
Формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
развитие творческих и познавательных способностей учащихся.
В основу представляемого вводного курса информатики для 5-7 классов положены следующие принципы:
Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям.
Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых).
Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий.
Принцип дидактической спирали как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике.
Принцип развивающего обучения.
Более глубоко и подробно перечисленные принципы раскрыты в программе Л.Л.Босовой. Указанная программа имеет модульную структуру, наиболее крупным является модуль «Информационные технологии».
Данная рабочая учебная программа обеспечена учебно-методическим комплектом, рекомендованным Министерством образования и науки РФ и включенным в Перечень-каталог учебно–методических изданий для общеобразовательных учреждений на 2012 – 2013 учебный год. В учебно-методический комплект для каждого класса входят учебник и рабочая тетрадь для учащихся, а также методическое пособие для учителя, где последовательно раскрывается содержание учебных тем и предлагаются способы и приемы работы с данным УМК, комплект цифровых образовательных ресурсов по каждому классу, сборник занимательных задач, составленных разработчиком вариативной программы.
На изучение предмета согласно школьного календарного плана отводится по 1 часу в неделю, всего 35 часов. Программа предусматривает изучение предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса образовательного учреждения, возрастных особенностей учащихся, определяет набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.
Задача современной школы — обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.). Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно - предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием. Только в этом случае в полной мере раскрывается индивидуальность, интеллектуальный потенциал обучаемого, проявляются полученные на занятиях знания, умения и навыки, закрепляются навыки самостоятельной работы.
Учебно-методический комплекс:
Программа
| Программа курса информатики и информационных технологий для 5-7 классов средней общеобразовательной школы (Л. Л. Босова) / Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2 – 11 классы / Составитель М. Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – с. 183-204
| Учебник
| Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
| Учебно-методические пособия для учителя
| Босова Л.Л. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
| Дидактические материалы
| Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
| При создании рабочей программы в примерную учебную программу внесены следующие изменения:
Резерв времени (2 часа) используется на изучение темы «Элементы алгоритмизации».
Содержательная часть программного материала
Название темы
| Всего часов
| Четверть
| 1
| 2
| 3
| 4
| № 1. Компьютер и информация.
| 11
| 9
| 2
| -
| -
| № 2. Человек и информация.
| 13
| -
| 5
| 8
| -
| № 3. Элементы алгоритмизации.
| 11
| -
| -
| 2
| 9
|
При оформлении рабочей программы были использованы следующие значения:
урок изучения новых знаний
| УИНЗ
| урок закрепления знаний
| УЗЗ
| комбинированный урок
| КУ
| урок обобщения и систематизации знаний
| УОИСЗ
| урок контроля
| УК
| урок лекция
| УЛ
| контрольная работа
| КР
| информационные коммуникативные технологии
| ИКТ
| практическая работа
| ПР
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ НА КОНЕЦ ГОДА
Учащиеся должны:
определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
различать необходимые и достаточные условия;
иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;
уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
определять назначение файла по его расширению;
выполнять основные операции с файлами;
уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебная нагрузка
Класс
| 6а
| 6б
| Количество недельных часов
| 1
| 1
| Количество годовых часов
| 35
| 35
|
Сетка-график распределения программного материала
№
| Содержание
| Четверть
| Год
| 1
| 2
| 3
| 4
|
| 1
| Тем
| -
| 1
| 1
| 1
| 3
| 2
| Часов
| 9
| 7
| 10
| 9
| 35
| 3
| Контроль
| 1
| 2
| 1
| 1
| 5
| 4
| ИКТ
| 9
| 7
| 10
| 9
| 35
| 5
| Защита проектов
| -
| -
| 2
| -
| 2
| 6
| Практических работ
| 4
| 3
| 5
| 5
| 17
|
Практическая часть программного материала
Содержание
| Четверть
| 1
| 2
| 3
| 4
| П/Р
| П.р. №1 «Работаем с файлами и папками»
| +
|
|
|
| П.р. №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word»
| +
|
|
|
| П.р. №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи»
| +
|
|
|
| П.р. №4 «Нумерованные списки»
| +
|
|
|
| П.р. №5 «Маркированные списки»
|
| +
|
|
| П.р.№6 «Создаем таблицы»
|
| +
|
|
| П.р. №7 «Размещаем текст и графику в таблице»
|
| +
|
|
| П.р. №8 «Строим диаграммы»
|
|
| +
|
| П.р. №9 «Изучаем графический редактор Paint»
|
|
| +
|
| П.р. №10 «Планируем работу в графич. редакторе»
|
|
| +
|
| П.р. №11 «Рисуем в редакторе Word»
|
|
| +
|
| П.р. №12 «Рисунок на свободную тему»
|
|
| +
|
| П.р. №13 «PowerPoint. Часы»
|
|
|
| +
| П.р. №14 «PowerPoint. Времена года»
|
|
|
| +
|
| П.р. №15 «PowerPoint. Скакалочка»
|
|
|
| +
|
| П.р. №16 «Создаем слайд-шоу»
|
|
|
| +
|
| П.р. №17 «Работаем с файлами и папками»
|
|
|
| +
|
Проекты
Название тем, по которым предлагаются проекты
| Четверть
| 1
| 2
| 3
| 4
| № 1 Алфавитные системы счисления
|
|
| +
|
| № 2 Ханойская башня, или замечательный алгоритм
|
|
| +
|
| |