«информационное моделирование» Предмет, класс: Информатика и икт, 7 класс. Название и автор учебника


inf.na5bal.ru > Информатика > Урок
ГКОУ РО "Зерноградская специальная школа - интернат"

Учитель информатики Ялтанцева Виктория Витальевна

План-конспект урока

«ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»
Предмет, класс: Информатика и ИКТ , 7 класс.

Название и автор учебника: Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Тема урока: Информационное моделирование.

Тип урока: Урок усвоения и применения новых знаний.

Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная, парная.

Программно-технические средства на уроке:

  1. Необходимое техническое оборудование:

  • компьютеры учащихся;

  • интерактивная доска;

  • компьютер учителя.

  1. Программное обеспечение:

  • операционная система Windows 7;

  • программа для демонстрации презентации, Microsoft Office Power Point;

  • текстовый редактор Блокнот;

  • графический редактор Paint;

  • текстовый процессор Microsoft Office Word.

  1. Дидактические материалы:

  • презентация «Информационное моделирование»;

  • опора № 1 «Модель корабля»;

  • опора № 2 «Информационные модели»;

  • опора № 3 «Мой словесный портрет (образец)»;

  • опора № 4 «Пасхальные яйца»;

  • опора № 5 «Плакат «Модели»;

  • опора № 6 «Рисунки для таблицы»;

  • опора № 7 «Таблица для домашнего задания»;

  • файлы к практическим заданиям: Мой словесный портрет.txt, Таблица.docx, Планета_Земля.jpeg, Глобус.jpeg, Девочка.jpeg, Кукла.jpeg, Железнодорожная_станция.jpeg, Макет_железной_дороги.jpeg, Фотография_природы.jpeg, Схема_метро_Москвы.jpeg, Формула.jpeg;

  • чистый лист бумаги для создания макета корабля;

  • три листа цветной бумаги для рефлексии (красный, зеленый, синий).

Цель урока: создать и организовать условия для осмысления и усвоения учебной информации по теме: «Информационное моделирование», организовать деятельность учащихся по открытию нового знания.

Решаемые учебные задачи:

  • сформировать у учащихся понятие «информационная модель»;

  • рассмотреть виды информационных моделей;

  • актуализация умений работы в простом текстовом редакторе – инструменте создания знаковых информационных моделей;

  • актуализация умений работы в простом графическом редакторе – инструменте создания образных информационных моделей;

  • актуализация умений работы в текстовом процессоре – инструменте создания смешанных информационных моделей.

Личностные результаты:

  • способствование формированию  практического восприятия умозрительных задач, применения выводов на практике;

  • развитие наблюдательности, внимания, познавательного интереса учащихся;

  • воспитание  информационной культуры и социальной адаптации учащихся;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками и учителем в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты:

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

  •  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ– компетенции).

Предметные результаты:

  • формирование понятие «информационная модель», представления о разновидностях информационных моделей в зависимости от формы представления;

  • формирование представление о подходах к классификации моделей;

  • выработка ориентировочной основу действий учащихся при проведении моделирования;

  • знакомство учащихся с кругом задач, для которых можно проводить моделирование в прикладных программных средах;

  • закрепление умения работы в прикладных программных средах.

  1. План урока:

  1. Организационный этап (1 минута).

  2. Постановка цели и задач урока (2 минуты).

  3. Актуализация прежних знаний (8 минут).

  4. Первичное усвоение новых знаний по теме «Информационное моделирование» (15 минут).

  5. Первичная проверка понимания (10 минут).

  6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1 минута).

  7. Рефлексия (3 минуты).



  1. Ход урока

  1. Организационный этап

Приветствие. Проверка отсутствующих.

  1. Постановка цели и задач урока

На прошлом уроке вы уже познакомились с основными понятиями моделирования. Сегодня мы обобщим сведения о моделях и моделировании, полученные на предыдущем уроке, изучим понятие информационной модели и рассмотрим виды информационных моделей.

Я предлагаю вам выступить в роли конструкторов и, для лучшего понимания новой темы, вы разработаете несколько моделей.

Хочу пожелать всем хорошего настроения, плодотворной работы и достижений поставленной цели.

  1. Актуализация прежних знаний

Прежде, чем мы приступим к изучению нового материала, давайте вспомним то, что вы уже знаете о моделях и моделировании.

  1. Что такое модель? (Ответ: Модель - это объект, который используется в качестве «заместителя» реального объекта, процесса или явления).

Слайд 1



  1. Как называют исходный объект, для которого строят модель? (Ответ: прототип, оригинал).

Слайд 2



  1. Определите по иллюстрациям на слайдах, в каких случаях используют модели?

Ответ: Объект очень большой (солнечная система) или слишком мал (строение атома); процесс протекает очень быстро (работа двигателя) или очень медленно (процессы, протекающие в земной коре); исследование объекта опасно для окружающих (ядерный взрыв); исследование объекта может повлечь его разрушение (исследование модели самолета в аэродинамической трубе).

Слайды 3, 4, 5



  1. Давайте вспомним, для чего же используют модели?

Ответ:

  • представления материальных предметов (модель застройки жилого района);

  • объяснения известных фактов (пищеварительная система человека, скелет – для объяснения строения костей человека);

  • прогнозирования (спутниковые снимки Земли для прогноза погоды).

Слайды 6, 7, 8



  1. Назовите два основных вида моделей (Ответ: натурные и информационные).

Слайд 9 (1, 2)



  1. Какие модели называют натурными (материальными)? (Ответ: Натурные модели – это реальные предметы, в уменьшенном или увеличенном виде воспроизводящие внешний вид, структуру или поведение объекта моделирования).


Слайд 9 (3)



  1. Приведите примеры натурных моделей (ученики приводят примеры натурных моделей).

  2. Какие модели называют информационными? (Ответ: это описания объекта оригинала на языках кодирования информации).

Слайд 9 (4)



Более подробно об этих видах моделей вы узнаете чуть позже.

  1. Что такое моделирование? (Ответ: это процесс создания и исследования модели).

Слайд 10



Задание 1

А теперь давайте создадим нашу первую модель – бумажную модель корабля. Откройте Опору № 1 в опорных конспектах – перед вами схема создания модели (ученики под руководством учителя складывают бумажные кораблики).

Слайд 11



Напишите на корабликах свои имена и первую букву фамилии.

  1. К какому виду моделей относятся наши кораблики, ответ обоснуйте? (Ответ: это натурная модель, так как она воспроизводит внешний вид корабля и может плавать).

  1. Первичное усвоение новых знаний по теме «Информационное моделирование»

Тема сегодняшнего урока «Информационное моделирование». Возьмите опору № 2, на ней записаны основные понятия новой темы.

Слайд 12



Информационная модель – это набор признаков, содержащий всю необходимую информацию об исследуемом объекте.

Информационные модели делят на три вида: образные, знаковые и смешанные.

Слайд 13



Знаковые информационные модели строятся с использованием различных знаков (языков).

Слайд 14



К знаковым моделям относят: словесные описания, формулы, тексты компьютерных программ.

Задание 2

Давайте попробуем создать знаковую информационную модель «Мой словесный портрет». Образец словесного портрета вы найдете в опоре № 3.

Слайд 15



Откройте папку Мои документы, вложенную папку Файлы для урока и в ней текстовый документ «Мой словесный портрет», опишите свой портрет по предложенному образцу.

Прочитайте свой словесный портрет (ученик читает свой словесный портрет).

К какому типу информационных моделей относится словесный портрет человека? (Ответ: к знаковым).

Сохраните изменения в документе и закройте его.

Образные информационные модели представляют собой зрительные образы объектов, зафиксированные на каком-либо носителе информации (бумага, пластик, пленка, жесткий диск компьютера, карта памяти фотоаппарата и т.д.).

К образным моделям относят: рисунки и фотографии.

Слайд 16



Задание 3

Следующее задание – создать образную информационная модель. В прошедшее воскресенье мы встретили главный православный праздник – Пасху. Я предлагаю вам нарисовать пасхальное яйцо, используя образцы на слайде, или придумать свой вариант оформления. Также образцы оформления вы найдете в опоре № 4.

Слайд 17



Запустите графический редактор Paint (напоминаю – Пуск, Все программы, Стандартные) и приступайте к рисованию. Готовый рисунок сохраните в папку Мои документы под именем Пасхальное яйцо (один из рисунков учеников показываю на экране).

К какому типу информационных моделей относится рисунок пасхального яйца? (Ответ: к образным).

В смешанных информационные моделях одновременно используются образные и знаковые элементы.

Слайд 18



К смешанным информационным моделям относят: таблицы, географические карты, различные схемы, графики, диаграммы.

Задание 4

Построим смешанную информационную модель – таблицу «Виды моделей». Для выполнения этого задания я прошу вас объединится в пары.

Слайд 19



Откройте файл Таблица.docx из папки Мои документы\Файлы для урока. Обратите внимание, в левой части таблицы, окрашенной в зеленый цвет, будут располагаться изображения соответствующие натурным (материальным) моделям, а в правой части таблицы – информационным.

Слайд 20

плакат модели.jpg

Возьмите опоры № 5 и № 6, в опоре № 5 показана классификация моделей, которая поможет вам правильно заполнить таблицу. В опоре № 6 изображены картинки для таблицы.

Давайте вместе рассмотрим первую пару «прототип – модель», например, планета Земля – прототип, а модель – глобус.

Первую строку таблицы вы заполните под моим руководством:

  • Установите курсор в первую пустую ячейку таблицы, в эту ячейку мы вставим рисунок, изображающий прототип – планета Земля.

  • Выполните команду Вставка, Рисунок. В открывшемся диалоговом окне выберите папку Мои документы, откройте папку Файлы для урока и файл Планета Земля.

  • Установите курсор в следующую ячейку строки. Сюда мы должны поместить модель планеты Земля, найдите ее в опоре № 6. Как называется рисунок? (Ответ: Глобус).

  • Выполните команду Вставка, Рисунок. В открывшемся диалоговом окне выберите файл Глобус.

  • Установите курсор в следующую ячейку строки, найдите в опоре № 6 рисунок, соответствующий образной информационной модели. Как называется рисунок? (Ответ: Фотография природы).

  • Выполните команду Вставка, Рисунок. В открывшемся диалоговом окне выберите файл Фотография природы.

Заполните остальные ячейки таблицы самостоятельно (учащиеся заполняют таблицу).

Проверим правильность заполнения таблицы «Виды моделей» (идет обсуждение моделей, представленных в таблице).

Слайд 21



К какому типу информационных моделей относится созданная вами таблица? (Ответ: к смешанным).

Как вы думаете, почему таблицу можно назвать смешанной информационной моделью (Ответ: одновременно используются образные элементы – рисунки, и знаковые элементы – текст).

  1. Первичная проверка понимания

Слайд 22



Ребята, давайте вспомним, что вы узнали сегодня на уроке:

  1. Что такое информационная модель?

  2. С какими информационными моделями вы встречаетесь на уроках географии?

  3. Приведите примеры знаковой информационной модели, рассматриваемой на уроках математики.

  4. С какими информационными моделями вы встречаетесь в повседневной жизни?

  5. Как помогает компьютерная техника создавать информационные модели?

А теперь каждый может проверить свои знания с помощью теста. Откройте папку Файлы для урока и запустите на выполнение тест «Информационное моделирование». После завершения теста посмотрите отчет.

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

  1. Учебник, § 9, с. 57, ответы на вопросы.

  2. Заполнить таблицу (опора 7) своими примерами.

Слайд 23



  1. Рефлексия

Теперь настала пора подвести итоги нашего урока:

  1. Какова была цель вашей деятельности?

  2. Вы достигли поставленной цели?

  3. Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Слайд 24



Перед вами три озера знаний (учитель раскладывает три листа цветной бумаги):

  • Красное озеро – у меня все получилось;

  • Зеленое озеро – надо ещё поработать;

  • Синее озеро – я старался.

Возьмите свои кораблики и отправьте их в плавание на выбранное вами озеро (учитель поощряет учеников за хорошую работу на уроке, подводит итоги, разбирает ошибки, выставляет оценки).

Слайд 25





Поделиться в соцсетях



Похожие:

«информационное моделирование» Предмет, класс: Информатика и икт, 7 класс. Название и автор учебника iconРабочая программа по математике 7 класс (автор учебника С. М. Никольский...
Название работы: Рабочая программа по математике 7 класс (автор учебника С. М. Никольский )

«информационное моделирование» Предмет, класс: Информатика и икт, 7 класс. Название и автор учебника iconТема: Компьютерное информационное моделирование. Практическая работа...
Учебник: Семакин И. Г., Хеннер Е. К. «Информатика и икт 10-11 класс» Бином, Лаборатория Знаний, 2011

«информационное моделирование» Предмет, класс: Информатика и икт, 7 класс. Название и автор учебника iconРабочая программа по учебному предмету информатика и икт 8 класс пояснительная записка
В процессе реализации программы используется учебник Н. Д. Угринович Информатика и икт 8 класс фгос. М.: Бином. Лаборатория знаний...

«информационное моделирование» Предмет, класс: Информатика и икт, 7 класс. Название и автор учебника iconУрок математики 1 класс, тема: «Как люди измеряли длину. Сантиметр»...
Название работы: урок математики 1 класс, тема: «Как люди измеряли длину. Сантиметр»

«информационное моделирование» Предмет, класс: Информатика и икт, 7 класс. Название и автор учебника iconИнформатика – 8 класс. Босова Л. Л. Глав Информация и информационные...
Чеснокова И. И. Методическая разработка урока информатики г. Нижний Новгород, 2014 г

«информационное моделирование» Предмет, класс: Информатика и икт, 7 класс. Название и автор учебника iconУрок информатики 9 класс. Тема урока: «Моделирование как метод познания»
Цель урока: Создание условий для формирования понятия моделирование. Ознакомление с разными моделями. Уметь различать разные виды...

«информационное моделирование» Предмет, класс: Информатика и икт, 7 класс. Название и автор учебника iconВсероссийский фестиваль педагогического творчества
Название работы: Конспект учебного занятия с использованием интерактивной доски на уроках информатики и икт «Программирование ветвлений...

«информационное моделирование» Предмет, класс: Информатика и икт, 7 класс. Название и автор учебника iconКонспект урока по информатике 9 класс на тему "Программирование циклов...
Название работы: конспект урока по информатике 9 класс на тему "Программирование циклов с заданным условием окончания работы"

«информационное моделирование» Предмет, класс: Информатика и икт, 7 класс. Название и автор учебника iconКалендарно-тематическое планирование «Информатика и икт» 9 класс
Цели изучения курса информатики и икт. Техника безопасности и организация рабочего места

«информационное моделирование» Предмет, класс: Информатика и икт, 7 класс. Название и автор учебника iconТесты по информатике 7 класс тема: Paint использованные источники и литература
Учебник «Информатика. 5-6 класс. Начальный курс» Макарова Н. В., Николайчук Г. С


Информатика




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
inf.na5bal.ru
..На главную