Рабочая программа учебного курса «Информатика и икт»


inf.na5bal.ru > Информатика > Рабочая программа
c:\users\1\documents\scanto\фотография (2).jpg

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 4 класса составлена на основе программы «Информатика и ИКТ» авторы: Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова. (Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012), с учетом требований федерального компонента государственного стандарта.

Цели и задачи изучения курса

Важнейшая цель начального образования — создание прочного фундамента для последующего образования, развитие умений самостоятельно управлять своей учебной деятельностью. Это предполагает не только освоение опорных знаний и умений, но и развитие способности к сотрудничеству и рефлексии.

Информатика рассматривается в общеобразовательной школе вообще и в начальной школе в частности в двух аспектах. Первый — с позиции формирования целостного и системного представления о мире информации, об общности информационных процессов в живой природе, обществе, технике. С этой точки зрения на пропедевтическом этапе обучения школьники должны получить необходимые первичные представления об информационной деятельности человека. Второй аспект пропедевтического курса информатики — освоение методов и средств получения, обработки, передачи, хранения и использования информации, решение задач с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий. Этот аспект связан, прежде всего, с подготовкой учащихся начальной школы к продолжению образования, к активному использованию учебных информационных ресурсов: фонотек, видеотек, мультимедийных обучающих программ, электронных справочников и энциклопедий на других учебных предметах, при выполнении творческих и иных проектных работ.

Для реализации программного содержания используется учебник «Информатика» 4 класс, Н. Матвеева, Е. Челак, Н. Конопатова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Общая характеристика учебного предмета

С момента экспериментального введения информатики в начальную школу накопился значительный опыт обучения информатике младших школьников. Обучение информатике в начальной школе нацелено на формирование у младших школьников первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера.

Важной проблемой реализации непрерывного курса информатики является преемственность его преподавания на разных образовательных уровнях. Любой учебный курс должен обладать внутренним единством, которое проявляется в содержании и методах обучения на всех ступенях обучения. Структура курса, его основные содержательные линии должны обеспечивать эту целостность.

Поэтому предполагается, что содержательные линии обучения информатике в начальной школе соответствуют содержательным линиям изучения предмета в основной школе, но реализуются на пропедевтическом уровне. По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни.

Информационные процессы рассматриваются на примерах передачи, хранения и обработки информации в информационной деятельности человека, живой природе, технике. В процессе изучения информатики в начальной школе формируются умения классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и др. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения.

Данный пропедевтический курс информатики опирается на основополагающие принципы общей дидактики: целостность и непрерывность, научность в сочетании с доступностью, практико-ориентированность в сочетании с развивающим обучением.

В четвертом классе рассматриваются темы «Мир понятий» и «Мир моделей», формируются представления учащихся о работе с различными научными понятиями, также вводится понятие информационной модели, в том числе компьютерной. Рассматриваются понятия исполнителя и алгоритма действий, формы записи алгоритмов. Дети осваивают понятие управления собой, другими людьми, техническими устройствами (инструментами работы с информацией), ассоциируя себя с управляющим объектом и осознавая, что есть объект управления, осознавая цель и средства управления. Школьники учатся понимать, что средства управления влияют на ожидаемый результат, и что иногда полученный результат не соответствует цели и ожиданиям.

В процессе осознанного управления своей учебной деятельностью и компьютером, школьники осваивают соответствующую терминологию, грамотно выстраивают свою речь. Они учатся узнавать процессы управления в окружающей действительности, описывать их в терминах информатики, приводить примеры из своей жизни. Школьники учатся видеть и понимать в окружающей действительности не только ее отдельные объекты, но и их связи и отношения между собой, понимать, что управление — это особый, активный способ отношений между объектами. Видеть отношения между объектами системы — это первый активный шаг к системному взгляду на мир. А это, в свою очередь, способствует развитию у учащихся начальной школы системного мышления, столь необходимого в современной жизни наряду с логическим и алгоритмическим. Логическое и алгоритмическое мышление также являются предметом целенаправленного формирования и развития в четвертом классе с помощью соответствующих заданий и упражнений.

Описание места информатики в учебном плане

Для изучения курса «Информатика и ИКТ» в учебном плане отводится 1 час в неделю, 34 учебных недели, 34 часа в год.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Курс информатики в начальной школе имеет комплексный характер. В соответствии с первым аспектом информатики осуществляется теоретическая и практическая бескомпьютерная подготовка, к которой относится формирование первичных понятий об информационной деятельности человека, об организации общественно значимых информационных ресурсов (библиотек, архивов и пр.), о нравственных и этических нормах работы с информацией. В соответствии со вторым аспектом информатики осуществляется практическая пользовательская подготовка — формирование первичных представлений о компьютере, в том числе подготовка школьников к учебной деятельности, связанной с использованием информационных и коммуникационных технологий на других предметах.

Таким образом, важнейшим результатом изучения информатики в школе является развитие таких качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества, в частности, приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности.
Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения данного курса выпускники начальной школы должны

понимать:

  • что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, ее называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;

  • что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, ее называют текстовой, числовой, графической, табличной;

  • что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);

  • что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;

  • что человек, природа, книги могут быть источниками информации;

  • что человек может быть и источником информации, и приемником информации;

знать:

  • что данные — это закодированная информация;

  • что тексты и изображения — это информационные объекты;

  • что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;

  • как описывать объекты реальной действительности, т. е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);

  • правила работы с компьютером и технику безопасности;

уметь:

  • представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;

  • кодировать информацию различными способами и декодировать ее, пользуясь кодовой таблицей соответствия;

  • работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;

  • осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники записные книжки, Интернет;

  • называть и описывать различные помощники человека при счете и обработке информации (счетные палочки, абак, счеты, калькулятор и компьютер);

  • пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером;

  • использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор, тренажеры и тесты;

  • создавать элементарные проекты и презентации с использованием компьютера.

в компетентности решения проблем:

  • видение заданной учителем проблемной ситуации как новой, для разрешения которой необходим поиск новых способов действия;

  • определение последовательности этапов решения задачи;

  • корректное воспроизведение требуемой последовательности действий по инструкции;

  • определение ресурсов, необходимых для выполнения известной деятельности;

  • выполнение по заданному алгоритму текущего контроля и оценки своей деятельности;

  • сравнение характеристик запланированного и полученного продукта, формулировка вывода о соответствии полученного продукта замыслу;

  • оценивание продукта своей деятельности;

  • видение сильных и слабых сторон своей деятельности

в информационной компетентности:

  • формулировка вопросов с указанием на недостаточность информации или свое непонимание информации;

  • выделение из предоставленной информации той, которая необходима для решения поставленной задачи; умение отсеивать лишние («зашумляющие») данные и видеть дефициты данных;

  • понимание информации, представленной в разной форме: в виде текста; в форме рисунка, таблицы, диаграммы;

  • перевод информации из графической или символической формы в текстовую и наоборот;

  • воспроизведение полученной информации с использованием графических и вербальных средств презентации.

в коммуникативной компетентности:

  • понимание того, что мнения, отличные от собственного, имеют право на существование, интерес к различиям в точках зрения, стремление к учету и координации различных мнений в общении и сотрудничестве;

  • умение формулировать собственное мнение в понятной для партнеров форме и задавать вопросы на понимание позиции партнера и собеседника;

  • умение инициировать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками; договариваться и приходить к общему решению в совместной работе, в том числе в ситуации конфликта и столкновения интересов;

  • умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

  • умение адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в устной и письменной речи, владение элементами представления информации в схематичной форме.


Содержание учебного предмета

Содержание четвертого класса — это то, ради чего информатика должна изучаться в школе, и, в частности, в начальной школе: ради формирования и развития понятий о моделировании, модели и процессе управления. Тема управления является важнейшей, поскольку в начальной школе необходимо научить детей управлять не только компьютером и своим временем, но и собой.

Повторение (7 ч.) Правила работы на компьютере и ТБ. Человек и информация. Действие с информацией. Объект и его свойства. Отношение между объектами. Компьютер.

Требования к уровню подготовки:

Знать:

- что тексты и изображения - это информационные объекты;

- назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;

- правила работы с компьютером и технику безопасности.

Уметь:

- представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами.

Понятие, суждение, умозаключение (9 ч.) Понятие. Деление и обобщение понятий. Отношения между понятиями. Совместимые и несовместимые понятия. Понятия «истина» и «ложь». Суждение. Умозаключение.

Требования к уровню подготовки:

Знать:

- смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение».

Уметь:

- приводить примеры совместимых и несовместимых понятий;

- высказывать суждения на основе сравнения их функциональных и эстетических качеств, конструктивных особенностей;

- приводить примеры отношений между понятиями.

Модель и моделирование (11 ч.) Модель объекта. Модель отношений между понятиями. Алгоритм. Исполнитель алгоритма. Компьютерная программа.

Требования к уровню подготовки:

Знать:

- что модели объектов могут быть большие и маленькие;

- описания алгоритмов на языке блок-схем;

- что исполнителем алгоритма могут быть человек и компьютер;

- способ записи алгоритмов при помощи блок-схемы;

- основные структуры алгоритмов;

- как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы).

Уметь:

- приводить примеры алгоритмов;

- выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач;

- работать с простейшими компьютерными программами.

Информационное управление (6 ч.) Управление собой и другими людьми. Управление неживыми объектами. Схема управления. Управление компьютером.

Требования к уровню подготовки:

Знать:

- что человек может управлять собой другими живыми и неживыми объектами.

Уметь:

- осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники, записные книжки, Интернет;

- создавать элементарные проекты и презентации с использованием компьютера .

Повторение изученного за год (1ч.)
Тематическое планирование изучения учебного материала


п/п

Тема урока

Кол-во

часов




I четверть

Повторение


7

1

Человек и информация

1

2

Действия с информацией

1

3

Объект и его свойства

1

4

Отношения между объектами

1

5

Компьютер

1

6, 7

Повторение, работа со словарём. Контрольная работа

2




II четверть

Понятие, суждение, умозаключение


8

8

Понятие

1

9

Деление и обобщение понятий

1

10

Отношения между понятиями

1

11

Совместимые и несовместимые понятия

1

12

Понятия «истина» и «ложь»

1

13

Суждение

1

14

Умозаключение

1

15

Повторение, работа со словарём. Контрольная работа

1




III четверть

Модель и моделирование


8

16

Модель объекта

1

17

Модель отношения между понятиями

1

18

Алгоритм

1

19

Какие бывают алгоритмы

1

20

Исполнитель алгоритма

1

21

Алгоритм и компьютерная программа

1

22, 23

Повторение, работа со словарём. Контрольная работа

2




IV четверть

Информационное управление


6

24

Цели и основа управления

1

25

Управление собой и другими людьми

1

26

Управление неживыми объектами

1

27

Схема управления

1

28

Управление компьютером

1

29, 30

Повторение, работа со словарём. Контрольная работа

2

31-34

Резервные уроки

4



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

  • Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы М.: БИНОМ. Лаборатория

наний, 2012

  • Учебник «Информатика» 4 класс, Н. Матвеева, Е. Челак, Н. Конопатова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  • Рабочая тетрадь в 2 частях «Информатика» 4 класс, Н. В. Матвеева, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Е. Н.Челак, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  • Тетрадь для контрольных работ и тестовых заданий. 4 класс. Н. В. Матвеева, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Е. Н.Челак, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  • Методическое пособие для учителя. «Обучение информатике» 4 класс, Н. В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  • Электронное пособие. CD-диски, содержащие учебные и развивающие задания к курсу.

Средства ИКТ:

  • - компьютер;

  • - многофункциональное печатающее устройство;

  • - мультимедийный проектор;

  • - интерактивная доска;

  • - слад проектор;

  • - устройство обратной проекции




Поделиться в соцсетях



Похожие:

Рабочая программа учебного курса «Информатика и икт» iconРабочая программа учебного курса «Информатика и икт»
Пояснительная записка к рабочей программе учебного курса информатики для 9 класса

Рабочая программа учебного курса «Информатика и икт» iconРабочая программа учебного курса «Информатика и икт»
Икт, примерной программы базового курса «Информатика и икт» для основной школы (8-9 классы) автор – Н. Д. Угринович, рекомендованной...

Рабочая программа учебного курса «Информатика и икт» iconРабочая программа курса «Информатика и икт»
Рабочая программа курса «Информатика и икт» для 5-7 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного...

Рабочая программа учебного курса «Информатика и икт» iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа базового курса «Информатика и икт»
Настоящая рабочая программа базового курса «Информатика и икт» для 9 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы...

Рабочая программа учебного курса «Информатика и икт» iconРабочая программа по информатике и икт 8 -9 классы
Босовой Л. Л. «Программа курса «Информатика и икт для основной школы (8-9 классы)», опубликованной в книге «Информатика и икт. Учебная...

Рабочая программа учебного курса «Информатика и икт» iconРабочая программа курса «информатика и икт»
Информатика и икт: учебник для 9 класса/И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова. 3-е изд. М. Бином. Лаборатория...

Рабочая программа учебного курса «Информатика и икт» iconРабочая программа учебного курса «Информатика и икт»
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министра образования...

Рабочая программа учебного курса «Информатика и икт» iconРабочая учебная программа по Информатике и икт (наименование учебного предмета \ курса)
Составлена на основе примерной программы основного общего образования по информатике и икт

Рабочая программа учебного курса «Информатика и икт» iconРабочая программа учебного предмета «Информатика и икт»
Оо от 08. 05. 2014 года №04/319) и на основе авторской программой А. В. Горячева «Информатика и икт (информационные и коммуникационные...

Рабочая программа учебного курса «Информатика и икт» iconО преподавании учебного предмета «Информатика и икт» в 2012-2013 учебном году
Программа представляет собой один из возможных вариантов построения пропедевтического курса информатики, изучаемого в 5 -7 классах....


Информатика




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
inf.na5bal.ru
..На главную