Введение в предмет. Структура и содержание информатики. Характерные черты информационного общества


inf.na5bal.ru > Информатика > Изложение
Тема: Введение в предмет. Структура и содержание информатики. Характерные черты информационного общества.
Цели:

  • раскрыть смысл термина «информатика»;

  • раскрыть области применения науки информатики;

  • заинтересовать предметом;

  • показать какое значение имеет информатика в жизни;

  • выделить этапы развития информационного общества;

  • сформировать у учащихся понятие «информационная культура»;

  • воспитывать у учащихся информационную культуру;


Задачи урока:

  • освоить области применения науки информатики;

  • освоить общее и особенное в курсе информатики;

  • представить вещественно-энергетическую и информационную картину мира;

  • начать вырабатывать черты человека, владеющего информационной культурой.


Оборудование: ПК, презентация « Введение в предмет»( приложение 1)


Этап урока

Время мин;

  1. Вводный рассказ об окружающей картине мира

  2. Этапы развития информационного общества

  3. Структура и содержание информатики

  4. Характерные черты информационного общества

  5. Информационная культура человека

  6. Итог и домашнее задание

7
5
13
7
8
5


Ход урока

  1. Постановка целей урока

  • Что такое вещество, энергия, информация?

  • Что изучает наука информатика?

  • Как можно охарактеризовать наше общество сегодня?

  • Владеете ли вы информационной культурой и что это такое?




  1. Формирование знаний, умений и навыков

Изложение нового материала

  1. Вводный рассказ об окружающей картине мира

ВЕЩЕСТВЕННО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА.

Мы живем в макромире, т.е. в мире, который состоит из объектов, по своим размерам, сравнимых с человеком. Обычно макрообъекты разделяют на: - неживые (здания, средства транспорта, мебель, одежда, станки и механизмы и т.д.); и - живые (сам человек, животные, растения и т.д.). Макрообъекты состоят из молекул и атомов, которые, в свою очередь, состоят из элементарных частиц, размеры которых чрезвычайно малы. Этот мир называется микромиром. Мы живем на планете Земля, которая входит в Солнечную систему. Солнце вместе с миллионами других звезд образует галактику – Млечный путь, а миллионы галактик образуют Вселенную. Все эти объекты имеют громадные размеры и образуют мегамир. Все многообразие этих объектов состоит из вещества. Окружающий мир можно представить в виде иерархического ряда объектов: элементарных частиц, атомов, молекул, макротел, звезд, галактик и т.д. При этом на уровне молекул и макротел в этом иерархическом ряду образуется ответвление - другой ряд, связанный с живой природой, человеком, обществом и техникой. Поднятое над поверхностью земли тело обладает механической энергией, нагретый чайник - тепловой, заряженный проводник - электрической, ядра атома - атомной. Вещественно-энергетическая картина мира начала складываться еще в античной философии, а с XVIII в. формировалась в основном в рамках физической науки и химии. С середины XX в. все большее внимание стало уделяться исследованию строения и функционирования сложных систем (биологических, социальных и технических) в рамках биологии и др. наук. Однако, не все особенности таких систем оказалось возможным объяснить в рамках традиционного вещественно-энергетического подхода.


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТИНА МИРА

Строение и функционирование сложных систем различной природы (биологических, социальных, технических) оказалось невозможным объяснить, не рассматривая общих закономерностей информационных процессов. К концу XX в. стала складываться, сначала в рамках кибернетики, а затем информатики, информационная картина мира. Информационная картина мира рассматривает окружающий мир под особым, информационным углом зрения, при этом она не противопоставляется вещественно-энергетической картине мира, но дополняет ее. Получение и преобразование информации является условием жизнедеятельности любого организма. Человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств. Для того, чтобы правильно ориентироваться в мире, он запоминает полученные сведения (хранит информацию). В процессе достижения каких-либо целей человек принимает решения (обрабатывает информацию). Человек живет в мире информации. Процессы, связанные с получением, хранением, обработкой и передачей информации, называются информационными процессами. Информационные процессы характерны не только для живой природы, человека и общества, но и для техники. Человеком созданы технические устройства, которые специально предназначены для автоматической обработки информации. Информационный подход к исследованию мира реализуется в рамках информатики, комплексной науки об информации и информационных процессах.

ИНФОРМАТИКА – это наука, которая изучает информационные процессы в живой и неживой природе, обществе и технике.
Упражнение 1 ( устно)

Ситуация: «Я оказался в мире, где люди не умеют работать с информацией» .

Чтобы вы предложили им в первую очередь?

  1. Этапы развития информационного общества. Его информатизация.

Информационные революции.

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций — преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.

Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколению.

Вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.

Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.

Четвертая (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации).


  1. Структура и содержание информатики

Термин « информатика» может употребляться в двух смыслах:

  1. Информатика как научная область, предметом изучения которой является информация и информационные процессы4 в которой осуществляется изобретение и создание новых средств работы с информацией;

  2. Информатика как практическая область деятельности людей, связанная с применением компьютеров для работы с информацией.

В информатике можно выделить четыре части:

  1. Теоретическая информация;

  2. Средства информатизации;

  3. Информационные технологии;

  4. Социальная информатика.


Упражнение 2 ( устно)

Продолжи фразу: « Я уже умею …..»

« Больше всего меня заинтересовало….»

Структура и содержание информатики

 Теоретическая информатика

Философские основы информатики

Теория информации. Методы измерения информации

Математические основы информатики

Информационное моделирование

Теория алгоритмов

Представление знаний и интеллектуально-информационные системы

Средства информатизации

Технические

Хранения и обработки данных

Персональные компьютеры

Рабочие станции

Вычислительные системы

Устройства ввода/вывода информации

Накопители (магнитные, оптические, смешанные)

Передачи данных

Сети ЭВМ

Комплексы

Цифровые технические средства связи

Телекоммуникационные системы передачи аудио, видео и мультимедийной информации

Программные

Системное ПО
и системы программирования

Операционные системы и среды

Сервисные оболочки

Утилиты

Системы и языки программирования

Реализации технологий

Универсальных

Текстовые и графические редакторы

Системы управления базами данных

Табличные процессоры

Средства моделирования объектов, процессов и систем

Профессионально-ориентированных

Издательские системы

Профессионально-ориентированные системы автоматизации расчетов

Системы  автоматизации проектирования, научных исследований и пр.

Информационные технологии

Ввода/вывода, сбора, хранения, передачи данных;

Подготовки текстовых и графических документов, технической документации;

ГИС-технологии;

Программирования, проектирования, моделирования, обучения, диагностики, управления

Социальная информатика

Информационные ресурсы общества

Информационное общество – закономерности и проблемы

Информационная культура, развитие личности

Информационная безопасность



Упражнение 3 ( устно)

Расставьте темы предложенные в таблице по мере того, как они вас заинтересовали и большей необходимости в повседневной жизни , а также при выборе профессии.



  1. Характерные черты информационного общества




  • Ряд ученых выделяют характерные черты информационного общества:

  • решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;

  • обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;

  • главной формой развития станет информационная экономика;

  • в основу общества будут заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии;

  • информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;

  • формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;

  • с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации;

  • реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду.

Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:

  • все большее влияние на общество средств массовой информации;

  • информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций;

  • существует проблема отбора качественной и достоверной информации;

  • многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества. Существует опасность разрыва между "информационной элитой" (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.

  1. Информационная культура человека

Критерии информационной культуры человека

  1. умение адекватно формулировать свою потребность в информации;

  2. эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов;

  3. перерабатывать информацию и создавать качественно новую;

  4. вести индивидуальные информационно-поисковые системы;

  5. адекватно отбирать и оценивать информацию;

  6. способность к информационному общению и компьютерную грамотность.

Большое значение в формировании информационной культуры имеет образование, которое должно формировать нового специалиста информационного сообщества, обладающего следующими умениями и навыками: дифференциации информации; выделения значимой информации; выработки критериев оценки информации; производить информацию и использовать ее.

Овладение информационной культурой - путь универсализации качеств человека, способствующий реальному пониманию человеком самого себя, своего места и своей роли. 

Упражнение 4 (устно)

В какой степени каждый из вас соответствует этому образу человека, владеющего информационной культурой?

Проведем тест и обсудим результаты. Каждый вопрос оценивается по пятибалльной системе по мере возрастания навыка или умения.


  1. Итоги урока. Оценить работу класса.

Домашнее задание. Знать пройденный материал. Подумайте , что вам мешает повысить свою информационную культуру и предложите пути выхода из этой ситуации.

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Введение в предмет. Структура и содержание информатики. Характерные черты информационного общества iconТесты содержание и структура тестовых материалов
Основные понятия информатики. Информация, единицы измерения информации. Информационные процессы

Введение в предмет. Структура и содержание информатики. Характерные черты информационного общества iconСодержание урока
Охрана труда при работе в кабинете информатики. Правила пользования Интернетом. Введение

Введение в предмет. Структура и содержание информатики. Характерные черты информационного общества iconРабочая программа Педагог: Михайлович Анна Петровна
Л. Л. Босовой выбран потому, что позволяет сформировать у школьников представления об информационной деятельности человека и информационной...

Введение в предмет. Структура и содержание информатики. Характерные черты информационного общества iconК рпд по направлению 280700 «техносферная безопасность» гуманитарный...
Структура и содержание дисциплины (модуля) (логика и методы дидактического процесса)

Введение в предмет. Структура и содержание информатики. Характерные черты информационного общества iconWeb-квест как особая форма работы на занятиях по информатике
Также в статье говорится о привлекательности и актуальности web-квеста в условиях современного информационного общества, где учащиеся...

Введение в предмет. Структура и содержание информатики. Характерные черты информационного общества iconПравовое регулирование распространения информации в сети интернет
Работа выполнена на кафедре правовой информатики, информационного права и математики Российской академии правосудия

Введение в предмет. Структура и содержание информатики. Характерные черты информационного общества iconКакой вид приобретет формула, если ячейку А1 скопировать в ячейку вз?
Контрольная работа № Технологии информационного моделирования. Основы социальной информатики

Введение в предмет. Структура и содержание информатики. Характерные черты информационного общества iconПрограмма «Одаренные дети»
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня...

Введение в предмет. Структура и содержание информатики. Характерные черты информационного общества icon«Состав и структура пк. Поколение эвм»
Тема 1 Архитектура персонального компьютера, структура вычислительных систем. Поколение ЭВМ

Введение в предмет. Структура и содержание информатики. Характерные черты информационного общества icon«состав и структура пк. Поколения эвм»
Тема 1 Архитектура персонального компьютера, структура вычислительных систем. Поколения ЭВМ


Информатика




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
inf.na5bal.ru
..На главную