МОУ «Бугровская СОШ», 2014-2015 учебный год ![]() ![]() ![]() ![]() «История письменности. Счет лет в истории» Предмет: история информатика и ИКТ фамилия имя ____________________________класс_____ фамилия имя ____________________________класс_____ учитель истории: Жадова О.С. учитель информатики: Вересова Н.В. Цель проекта: повышение мотивации при изучении предметов история и информатика и ИКТ, повышение качества знаний учащихся по предметам история, информатика и ИКТ. Задачи:
Наша эра До нашей эры ![]()
Наша эра До нашей эры
Первое путешествие во времени. История письменности. Очень много сведений о развитии письменности у разных народов вы найдете, изучая историю Древнего мира. Читая учебник истории, выписывайте ответы на приведенные ниже вопросы.
___________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________ 1.7 Для чего египтяне использовали значки-определители?____________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ 1.8 Почему человек, умеющий читать и писать, казался египтянам настоящим мудрецом?__________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ 1.9 Кому и как удалось разгадать тайну египетских иероглифов?________________________________ _______________________________________________________________________________________ 1.10 Что было основным носителем информации в Египте?____________________________________ 1.11 Какова технология изготовления папируса?_____________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ 1.12 Как хранили папирусы?______________________________________________________________ 1.13 Как выделялось на папирусах начало новой мысли? Как мы выделяем новый абзац в тексте?________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________
2.1 На чем делались записи в Двуречье?____________________________________________________ 2.2. Как называлось письмо Двуречья, состоящее из клинообразных значков?____________________ 2.3. Почему за основу письма в Двуречье был взят клин, а не что-нибудь другое?_________________ ______________________________________________________________________________________ 2.4 Каково происхождение клинописных значков?____________________________________________ _______________________________________________________________________________________ 2.5 Что могли обозначать знаки, соответствующие коротким односложным словам?_______________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ 2.6 Сколько различных знаков в клинописи?_________________________________________________ 2.7 Просто ли научиться читать и писать в Двуречье?_________________________________________ _______________________________________________________________________________________ 2.8 Почему не погибла от пожара библиотека царя Ашшурбанапала?____________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________
3.1 Для чего была нужна письменность финикийским торговцам?_______________________________ _______________________________________________________________________________________ 3.2. Какая система письма – египетская, вавилонская или финикийская – была проще?_____________ _______________________________________________________________________________________ 3.3 Чему соответствовал каждый значок финикийского письма? Как его можно назвать?___________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ 3.4 Сколько всего букв в финикийском алфавите?____________________________________________ 3.5 Какой главный недостаток финикийского письма?_________________________________________ _______________________________________________________________________________________ 3.6 Кто усовершенствовал финикийский алфавит? Каким образом?_____________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ 3.7 Каково происхождение слова «алфавит»?________________________________________________ ______________________________________________________________________________________
4.1 На чем делались записи в Древней Индии?_______________________________________________ _______________________________________________________________________________________ 4.2 Чем писали в Древний Индии?_________________________________________________________ 4.3 Как выглядела древнеиндийская книга?__________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ 4.4 Как называются цифры, которые мы используем?_________________________________________ 4.5 Какой народ придумал арабские цифры?_________________________________________________ 4.6 На чью письменность – египетскую, вавилонскую или финикийскую – больше всего похожа письменность Китая?____________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ 4.7 Сколько знаков должен был знать китаец, умеющий читать и писать?________________________ ______________________________________________________________________________________ 4.8 Как должен писать образованный китаец?________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ 4.9 Опишите технологию изготовления древнекитайских бамбуковых книг.______________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ 4.10 Для чего, кроме одежды использовали шелк?_________________________________________________________________________________ 4.11 Какой народ изобрел бумагу?_________________________________________________________ 4.12 Опишите технологию изготовления бумаги______________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ 4.13 Почему в Европе так поздно узнали о технологии изготовления бумаги?_____________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________
5.1 Почему греки перестали пользоваться письмом и забыли его? Когда это произошло?___________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ 5.2 Когда в Греции появилась новая письменность? На основе какого алфавита она была создана?_______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ 5.3 Что позволило грекам более точно при письме передавать звуковую речь?____________________ _______________________________________________________________________________________ 5.4 Сколько было букв в греческом алфавите?_______________________________________________ 5.5 На чем писали юные греки в школах?___________________________________________________ 5.6 Что вы можете рассказать об Александрийской библиотеке?_______________________________ ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ 5.7 Каким образом Птоломей получил у афинян рукописи Эсхила и Софокла?____________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ 5.8 Что вы знаете о библиотеке в Пергаме?__________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ 5.9 Что такое пергамент?_________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ Второе путешествие во времени: носители информации, созданные в XX веке. Прочитайте текст. Выпишите важные для истории развития носителей информации открытия. (дата-открытие). В 20-х годах XX века был изобретён магнитофон. В качестве носителя информации в первом магнитофоне использовалась тонкая железная проволока. Она, перематывался с одной катушки на другую, проходила мимо миниатюрного электромагнита, который оставлял на ней магнитный «отпечаток». В 1928 году была изготовлена первая магнитная лента, подобная той, которая используется в современных магнитофонах. Сегодня видеомагнитофоны записывают на магнитную ленту не только звук, но и изображение. Магнитная запись — достаточно надёжный, долговечный и распространённый способ хранения информации. Магнитная запись используется для хранения информации в автоматизированных системах, управляемых компьютером. Информация хранится на магнитных лентах и магнитных дисках. Информация на магнитную ленту записывается последовательно и так же считывается. На магнитном диске запись информации последовательная, а вот считывать её можно в любом порядке. На диск можно записать меньший объём информации, чем на ленту, но он обеспечивает возможность быстрого поиска необходимой информации. Магнитный диск (дискета) представляет собой тонкий и гибкий пластмассовый диск, покрытый с двух сторон специальным веществом. Информация записывается на обе его поверхности. Чтобы при работе с диском его не надо было переворачивать, запись и чтение осуществляются двумя магнитными головками (каждая для своей стороны диска). Такой диск требует осторожного обращения, магниты, повышенная температура и влажность разрушают хранящуюся на нём информацию. В середине 60-х годов XX века появились диски из жёсткого материала, помещённые в герметичный корпус, что обеспечивало их защиту от грязи, пыли, влаги, температуры и других внешних воздействий. Такой диск получил название жёсткого диска, или винчестера. Чтобы увеличить увеличить информационную ёмкость, винчестер делают из нескольких дисков, расположенных на одной оси. Винчестеры современных компьютеров способны вместить информацию, хранящуюся на 100 000 и более гибких дисках. Жёсткие диски используются для хранения больших объёмов информации, а гибкие — для переноса информации с одного компьютера на другой. В начале 80-х годов XX века появились лазерные диски. Они похожи на слоёный пирог. У лазерных дисков, выпускаемых серийно, первый слой — основной — изготавливается из пластмассы, второй — отражающий — выполнен из металла, третий — защитный — из прозрачного лака, поверх которого нанесено декоративное оформление. Основной слой содержит полезную информацию. Она закодирована в виде микроскопических углублений. Считывание информации осуществляется слабым лучом лазера. Отражённый луч улавливается фотоэлементом (подобным стоящим в турникетах метро) и расшифровывается. Запись информации на лазерные диски и считывание информации с лазерных дисков происходит с помощью света, излучаемого лазером, поэтому лазерные диски иначе называют оптическими. _____________ _______________________________________________________________ _____________ ________________________________________________________________ _____________ ________________________________________________________________ _____________ ________________________________________________________________ _____________ _________________________________________________________________ _____________ _________________________________________________________________ ____________ __________________________________________________________________ ___________ ___________________________________________________________________ Подумайте, как может выглядеть информационный носитель будущего. Изобразите его. Третье путешествие во времени: научные открытия и средства передачи информации Прочитайте текст. Выпишите важные для истории развития средств передачи информации открытия. (дата-открытие). Очень много открытий в области связи было сделано в XIX веке, когда люди овладели электричеством. В 40-х годах XIX века русский учёный П. Л. Шиллинг построил в Петербурге первую телеграфную линию, соединившую Зимний дворец и Генеральный штаб. Первоначально проект предусматривал прокладку кабеля из 32 проводов — по одному на каждую передаваемую букву. Принцип передачи прост: надо передать буку «А» — посылается импульс по первому проводу, «Б» — по второму, «Д» — по пятому и так далее. Из отдельно передаваемых букв складываются слова, предложения. Но прокладка кабеля, состоящего из такого большого количества проводов, была бы очень дорогим делом. Учёный предложил закодировать все буквы различными цепочками из двух знаков и записать эти коды в общую таблицу. С её помощью на передающем конце сообщение кодируется, а на принимающем — расшифровывается. Если разработать код, известный ограниченному кругу лиц, то с его помощью можно передавать секретные сообщения. Скорость передачи информации с помощью первых телеграфов составляла не более 10 букв в минуту, но сообщение можно было послать в любое место, куда был проложен кабель. В 1876 году в Америке был изобретён телефон, позволивший для общения использовать не телеграфный код, а человеческий язык: микрофон преобразовывал звук голо- са в электрический сигнал (ток), а наушник превращал электрический сигнал в звук. По принципу действия первые телефоны мало отличались от современных, вот только радиус их действия ограничивался несколькими десятками километров. И для телеграфа, и для телефона требовались специальные кабели, а они стоили дорого, к тому же их не везде можно было проложить (например, по дну морей и океанов). В 1895 году русский изобретатель А. С. Попов открыл радиосвязь, не требующую проводов и кабелей. Вначале радиосвязь мало чем отличалась от телеграфа. На передающем конце радист, периодически замыкая ключ, связанный с питанием радиопередатчика, посылал закодированное в виде коротких и длинных импульсов сообщение. На принимающем конце сообщение принималось на антенну, с помощью наушников преобразовывалось в короткие и длинные гудки и расшифровывалось другим радистом. Это было связано с тем, что радиосигнал, распространявшийся в пространстве, подвергался воздействию помех (грозовых разрядов, сигналов другой радиостанции). Такие помехи способны до неузнаваемости исказить звук человеческого голоса. Поэтому до середины 20-х годов XX века использовался специальный помехоустойчивый код Морзе. Со временем были изобретены различные способы помехозащитной записи звука и появилась звуковая радиосвязь, в человеческий быт вошли радиоприёмники. Сегодня существует очень много мощных радиостанций. Чтобы не испытывать взаимных помех, они работают на разных радиоволнах — длинных, средних, коротких, ультракоротких и дециметровых. Но до сих пор в экстремальных ситуациях, когда существуют сильные природные помехи, используют радиотелеграфный способ передачи информации. В конце 30-х годов XX века был изобретён способ передачи с помощью волн кодированного изображения. Был создан первый телевизор, сначала чёрно-белый, а затем цветной. Сегодня кроме вещательного телевидения существует кабельное и спутниковое, появившееся благодаря успехам в освоении космоса. Спутниковая связь охватывает всю планету. Достаточно направить приёмную антенну на спутник, находящийся на большой высоте над планетой, и можно принять программу из телецентра, расположенного за десятки тысяч километров. В 1969 году в США начала функционировать первая в мире компьютерная сеть. Она положила начало формированию всемирной компьютерной сети Интернет (Internet). Сотни миллионов компьютеров, включённых в Интернет, образуют единую информационную среду, открывающую любому человеку доступ ко всему информационному богатству человечества. Компьютерная сеть — средство оперативного обмена информацией. Количество писем, пересылаемых сегодня через сеть (по электронной почте), во многих странах уже превышает объём обычной почты. Это связано с очень высокой скоростью доставки информации. Так, электронное письмо, посланное по сети в Америку, достигнет адресата практически мгновенно. Через сеть можно получить программы и данные, хранящиеся в памяти компьютера, расположенного на другом континенте, электронную копию редкой книги или материалы из любого музея мира. _____________ _______________________________________________________________ _____________ ________________________________________________________________ _____________ ________________________________________________________________ _____________ ________________________________________________________________ _____________ _________________________________________________________________ _____________ _________________________________________________________________ ____________ __________________________________________________________________ ___________ ___________________________________________________________________ _____________ _______________________________________________________________ _____________ ________________________________________________________________ _____________ ________________________________________________________________ Рефлексия. Синквейн Разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России дидактический синквейн используется с 1997 года как заключительное задание по пройденному материалу. -первая строка – название темы (одно существительное); - вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных; - третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя глаголами; - четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение); - последняя строка – синоним, который повторяет суть темы. синоним, который повторяет суть темы фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение); описание действия в рамках этой темы тремя глаголами описание темы в двух словах, два прилагательных Название темы (одно существительное) |
![]() | Представление истории славянской письменности и роли русского языка в мультикультурном пространстве современности | ![]() | Предмет философии истории, круг ее проблем. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса |
![]() | «Всеобщая история. История средних веков» под редакцией М. А. Бойцов, Р. М. Шукуров | ![]() | Примерной программы по истории, рекомендованной Министерством образования и науки рф, авторской программы А. А. Вигасина, Г. И. Годера,... |
![]() | Рассматривая историю общественного развития, марксисты утверждают, что ’’ история есть ни что иное, как последовательная смена отдельных... | ![]() | России, ее месте в мировой цивилизации; формирование систематизированных знаний об основных закономерностях всемирно-исторического... |
![]() | В процессе изучения истории будущие специалисты должны получить представление об экономическом, социальном и политическом развитии... | ![]() | В данном случае организаторами этой игры становится 9 “а” класс, изучающий предмет “Правоведение”, учитель истории, учитель информатики... |
![]() | Ванюшкина, Юдовская, Баранов – «История Нового времени1800-1900. Всеобщая история» | ![]() | История России конец XVI-XVIII в. А. А. Данилов Новейшая история 1500-1800 г. А. Я. Юдовская |